ЕСЛИ ЕСТЬ ОДНА СХЕМА, ТО МОЖНО И ДРУГУЮ ПРИДУМАТЬ

Новый порядок уплаты акцизов на нефтепродукты может опустошить дорожные фонды. С 1 января 2003 года законодатели решили перенести уплату топливных акцизов с НПЗ на бензоколонки, чтобы возместить потери регионов от отмены дорожного налога. Но на практике получается наоборот. Предприниматели не хотят платить налог по новой схеме, а закон позволяет им делать это по-старому. Из-за чего поступления от акцизов, вместо того чтобы равномерно распределиться по всем регионам, осядут в девяти областях, где расположены крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, считает зампред думского комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин. О том, как законодатели могли бы исправить положение, он рассказал обозревателю Газеты Светлане Ивановой. На чем основан ваш прогноз? Новая схема состоит в том, что с 1 января акциз на ГСМ может начисляться на каждом этапе продажи топлива, а уплачиваться на последнем этапе, когда топливо продадут конечному потребителю. Чтобы стать участником цепочки, нужно получить специальное свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Компании, продающие бензин фирмам без дополнительного фискального свидетельства, зачет налога не получат. Кроме того, чтобы зачесть акциз, компания должна будет принести в налоговый орган договор купли-продажи, накладную и счета-фактуры, заверенные налоговой инспекцией покупателя бензина. Все это усложняет торговлю, тем более что МНС до сих пор не закончило подготовку документов, регламентирующих новый порядок уплаты этого налога. Но закон написан так, что позволяет предпринимателям уплачивать акциз по старой схеме. И, судя по всему, переходить на новую мало кто собирается, Во всяком случае, по данным МНС на 23 октября, еще ни одна компания не обратилась за получением свидетельства. В чем причина? Есть несколько причин. Во-первых, как я уже говорил, сложность новой схемы. Во-вторых, по закону получить свидетельство могут не все, а только те, кто имеет в собственности мощности по производству, хранению и реализации нефтепродуктов. Таким образом, из цепочки исключаются все арендаторы. Кроме того, многие просто не хотят платить налог по-новому, потому что им это невыгодно. К примеру, в моем родном Хабаровске тонну бензина марки АИ-92 сейчас покупают за 11 тысяч 400 рублей. Доля акциза в цене приобретаемого топлива составляет 17,3%. Если цена останется та же, а акциз, как предусмотрено законом, увеличится на 45%, то доля акциза в цене увеличится до 24,3%. Но все равно разница в оптовой цене будет небольшая: тонна бензина будет стоить на 928 рублей больше. Поэтому и в дальнейшем будут покупать бензин с уже уплаченным акцизом, не обременяя себя необходимостью предоставлять в налоговую инспекцию кипу документов. Если предприниматели не захотят переходить на новую схему уплаты акцизов, как это повлияет на доходы региональных бюджетов? Когда задумывали перенос уплаты акцизов на ГСМ с НПЗ на звено реализации топлива, руководствовались разумными соображениями. Потребление бензина привязано к количеству дорог в регионах - АЗС находятся там, где есть дороги. Чем больше дорог, тем больше транспорта, тем больше продается бензина. Поэтому средства от акцизов на топливо должны были распределиться пропорционально тому, сколько конкретному региону требуется денег на дорожное хозяйство. За счет акциза на ГСМ планировалось возместить большую часть доходов региональных дорожных фондов, выпадающих из-за отмены дорожного налога. Поэтому с 1 января 60% акциза будет поступать в региональные бюджеты, а только 40% - в федеральный, хотя сейчас этот налог идет в центр целиком. Но если учесть нежелание налогоплательщиков переходить на новый порядок уплаты акцизов и общую неразбериху, может сложиться ситуация, когда основная часть акциза будет по-прежнему уплачиваться на НПЗ, а не на других этапах продажи топлива. Регионы, где находятся заводы, получат гораздо больше, чем сейчас. Зато те, у кого нет этих мощностей, если они будут получать топливо с уже уплаченным акцизом, не получат ничего. Сколько регионов от этого проиграет? Я думаю, что те регионы, которые имеют у себя нефтезаводы, сделают все, чтобы ничего не потерять и еще больше взять. А те области, на территории которых они реализуют свою продукцию с уже уплаченным акцизом, потеряют значительно. Крупные нефтезаводы есть в 9 регионах, а остальные 80 субъектов РФ, соответственно, денег не досчитаются. И дорожное хозяйство им будет содержать не на что. Вы как член коллегии МНС можете сказать, как налоговые службы собираются решать эту проблему? Налоговые органы могут повлиять на этот процесс одним способом - запретить заводам и оптовым базам продавать ГСМ с уже уплаченным акцизом покупателям из других регионов. Но это незаконно, Гражданский кодекс не позволит это сделать. К тому же предприниматель может сказать, что собирался вывозить топливо, а потом по каким-то причинам решил его не вывозить. По имеющейся у меня информации, аудиторы придумали схемы для вертикально интегрированных компаний, которые позволяют легально вообще не платить акциз. В МНС сейчас готовят поправки в закон, которые помогут эту схему перекрыть. Но я думаю, что если есть одна схема, то можно и другую придумать. На мой взгляд, в таком виде вообще нельзя закон вводить. Ведь помимо всего остального акциз по-новому будет очень трудно администрировать. Сейчас более 90% налога поступает от 18 крупнейших НПЗ. С нового года плательщиков будет минимум 7000, если, конечно, все они захотят получить свидетельство. А ведь увеличение штатов МНС в связи с новым порядком уплаты акциза не предусмотрено. Я сомневаюсь, что налоговые органы готовы его администрировать. Что вы предлагаете? Не вводить новой схемы уплаты акциза с 1 января 2003 года, отложить ее на год, чтобы все продумать. Я уверен, что в марте-апреле мы все равно будем вынуждены вернуться к этим поправкам, потому что у регионов не будет денег на дорожное строительство. Моя идея такова: пусть по-прежнему налог уплачивают только НПЗ и он целиком направляется в федеральный бюджет. А затем эти деньги должны быть поделены между территориями в дополнение к трансфертам. А как рассчитать, кому сколько? Пропорционально тому, какой регион сколько теряет от отмены дорожного налога. Эти цифры всем известны. Сейчас у акциза на ГСМ стопроцентная собираемость. При увеличении его на 45%, как запланировано с 1 января, есть абсолютная гарантия, что деньги на дороги будут. Кстати, как вы думаете, насколько поднимутся цены на бензин? Правы ли те, кто готовится к двойному росту цен? Цены на топливо, конечно, поднимутся. По моей оценке, литр самого ходового бензина марки АИ-92 подорожает примерно на рубль. О резком росте цен речь не идет. Чтобы цены удвоились, акциз должен вырасти как минимум вдвое, а не на 45%. К тому же у нас большая конкуренция на этом рынке, да и дефицита топлива в стране нет.
Комментарии