Обилие невыполнимых требований приводит к катастрофам

"По большинству прогнозов число катастроф достигнет максимума в 2003 году", -- уверена генеральный директор ОАО "ЭКО "Феникс Холдинг" Людмила Журавлева. "Увеличение количества техногенных аварий является закономерным результатом способа хозяйствования, который практиковался на территории Советского Союза последние 80 лет. Основная причина грядущих происшествий -- изношенность, если не сказать дряхлость, производственных и гражданских объектов. Старым, многократно отремонтированным в кустарных условиях является и оборудование, предназначенное как для производственных целей, так и для обеспечения безопасности. Чисто-грязно Спору нет, практически все достижения цивилизации, все составляющие привычного для современного человека комфорта неотделимы от различного рода технических рисков. В этом смысле ежедневная потенциальная опасность -- неотъемлемая часть нашей жизни. Но при разумной организации технологические риски могут быть практически сведены к нулю, что достигается применением двух базовых подходов. Первый заключается в необходимости обеспечить грамотную эксплуатацию опасного предмета или аппарата. Второй сводится к тому, что все люди, участвующие в операциях, чреватых техническими рисками, или взаимодействующие с опасными предметами, должны точно знать, что делать в случае нештатной ситуации. Еще раз повторюсь, технически все это не представляет проблемы. Если бизнес не связан напрямую, например, с испытанием новой космической техники, то, как правило, известны все приемы, гарантирующие безопасность. Не являются исключением и операции по транспортировке, перевалке нефтепродуктов, и заправка судов топливом. Реки и побережья западной Европы -- это сплошной портовый комплекс с огромными терминалами в непосредственной близости от городов и пляжей. И при этом вода и берега чисты, рыба съедобна, а общество пребывает в спокойствии и благополучии. Инциденты же случаются очень редко и мгновенно локализуются. Нева и российская часть Балтийского моря эксплуатируются значительно менее интенсивно, однако каждую навигацию происходит около десятка мелких и, как правило, один крупный разлив нефтепродуктов. homo-фактор 98% катастроф происходят по вине человека, и понятно, что в России происшествия случаются гораздо чаще, чем в развитых странах. Причины, безусловно, носят психологический характер. Я не имею в виду знаменитую сейчас российскую широту души и бесшабашность, хотя и это, конечно, вносит свою лепту. В годы советской власти техника безопасности была хотя и громоздкой, но вполне надежной. Однако излишняя формализация процедур, обилие невыполнимых требований привело к тому, что работники перестали воспринимать требования техники безопасности как нечто разумное и обязательное к исполнению (такая же история произошла с возрождающимися ныне системами контроля качества, стандартизации и т.п.). В сознании людей произошел разрыв между инстинктивным желанием сохранить свою жизнь и здоровье и пониманием того, каким именно образом это можно сделать. Потом предприятия перешли в частные руки и выпали из-под контроля государства. Все стало необязательным. Естественно, что поначалу новые владельцы заботились о чем угодно, но не о совершенствовании системы техники безопасности. Со временем восстановились, набрали силу и, я бы сказала, многократно размножились контролирующие структуры. В очень большом количестве случаев стороны довольствуются такой игрой: бизнесмены экономят деньги, обманывая проверяющих, а госслужащие, обретая стабильный доход, не замечают этого обмана. Опыты Однако в случае катастрофы, которая неизбежно происходит рано или поздно, убытки многократно превосходят любую экономию в этой сфере. Надо отметить, что на осознание ситуации уходит довольно много времени. И только после этого собственники начинают вкладывать деньги в новую технику, средства безопасности и прочее. Наша компания работает с нефтепродуктами уже почти 10 лет. Лишь одна проблема долгое время оставалась нерешенной -- время от времени происходили технические сбои, последствиями которых становились разливы нефтепродуктов. Причем обстоятельства аварий всегда были сходными -- это либо отказ оборудования, либо небрежность персонала при выполнении операции. Проведя глубокий анализ причин очередного инцидента, принесшего компании моральные и материальные убытки, мы выявили причину происходящего. Был принят ряд решений, например, о кардинальном изменении подходов к выбору техники. Отныне все технологическое оборудование, которое мы закупаем, должно быть сделано известными производителями и сертифицировано в установленном порядке. Взамен старых, отслуживших свой срок танкеров будет закуплен один, но имеющий значительный ресурс безаварийного плавания. Ни одна попытка продления жизни какого-либо антикварного агрегата с помощью веревочной петли и палки больше не пройдет. Мы вернулись к системе проведения учений и понимаем, что делать это придется часто и на полном серьезе. Обилие катастроф -- жестокий, но единственный способ заставить наше общество более серьезно относиться к проблемам безопасности. Полагаю, что вскоре руководители абсолютного большинства промышленных предприятий будут рассуждать и действовать так же, как их коллеги в развитых странах. Другого пути все равно нет". (А.Н.)
Комментарии