Конфереция

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к предложениям Российского топливного союза по внесению изменений в Федеральный Закон N 110-ФЗ от 24.07.2002 года.

С 01.01.2003 года вступает в действие Федеральный Закон от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ 'О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации'. Помимо общего увеличения на 45% ставок акцизов на нефтепродукты по сравнению с действовавшими ранее, новой редакцией 22 главы Налогового кодекса РФ вводится измененный порядок их исчисления и уплаты. К наиболее существенным относятся следующие изменения. Статьей 1791 Налогового Кодекса РФ предусмотрено дополнительное требование по получению 'свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами'. Причем, право на получение свидетельства предоставлено исключительно субъектам топливного рынка, владеющим 'на правах собственности' мощностями по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов. Статьей 182 НК РФ объектом налогообложения признается "получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство". Одновременно статьей 183 операции по реализации нефтепродуктов любым налогоплательщиком от уплаты акцизов освобождаются. Статьями 200, 201 и 204 установлена система налоговых вычетов сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство, которая в совокупности с вышеназванными положениями статей 182 и 183 образует авансово-зачетный механизм переноса уплаты акциза с производителя на конечного продавца нефтепродуктов, т.е. на автозаправочную станцию. Статьями 181 и 193 к категории подакцизных товаров отнесен прямогонный бензин с налоговой ставкой 0 руб. за 1 тонну. Анализ показывает, что внесенные в налоговое законодательство изменения могут привести к кардинальным негативным последствиям в системе нефтепродуктообеспечения. Введенное вышеназванным законом свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, играет ключевую роль в дальнейших отношениях налогоплательщика с налоговым органом. Формально его получение не является обязательным, однако в совокупности с другими новациями, внесенными в главу 22 НК, наличие или отсутствие указанного документа прямо и существенно влияет на условия хозяйствования субъекта топливного рынка, определяя порядок начисления акцизов и представляя право на проведение их вычетов или последующего возврата после уплаты. Ограничение круга лиц, которым выдаются рассматриваемые свидетельства, по основаниям отношения к собственности на соответствующие мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов повлечет за собой принудительное экономическое вытеснение с рынка оптовых и розничных трейдеров, эксплуатирующих мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов на условиях аренды, лизинга или иных договоров гражданско-правового характера. С другой стороны, добровольный характер получения свидетельства позволяет на законных основания "оптимизировать" схему уплаты акциза. Авансово-зачетный механизм переноса уплаты акциза на конечного продавца нефтепродуктов увязывает участников рынка взаимными обязательствами. Возврат покупателем в установленные сроки счета-фактуры на приобретенные партии нефтепродуктов дает право продавцу на производство вычетов исчисленных акцизов или возврат уплаченных в звеньях производства и оптовой торговли нефтепродуктами. Вводимый порядок предоставляет право сбытовым структурам нефтяных компаний на этом основании определять критерии отбора розничных операторов исходя из собственных представлений об их деловой надежности, а также односторонне устанавливать условия совершаемых сделок по продаже нефтепродуктов. При такой ситуации лишенные права свободного выбора поставщика нефтепродуктов независимые владельцы АЗС вынуждены будут действовать под диктовку нефтяных компаний или уйти из системы нефтепродуктообеспечения, продав свои материальные активы на их условиях. Любая задержка сверх установленного срока или иной сбой в работе схемы провоцируют финансовые проблемы в цепочке контрагентов (не обусловленное экономической необходимостью увеличение объемов оборотных средств для уплаты акцизов, рост цен в результате вынужденного повторного включения акциза в отпускные цены на нефтепродукты - при 3-х кратном включении акциза в оптовую цену розничная цена на АИ-92 может достигнуть 17,3 руб/литр и т.д.). Для упрощения налогового администрирования рынка нефтепродуктов в процесс реализации авансово-зачетной схемы взимания акцизов включена обязательная процедура прохождения сопроводительных документов на нефтепродукты через налоговые органы на каждом этапе купли-продажи. В результате этого в отношения субъекта рынка (налогоплательщика) с его налоговым органом включается третье лицо - покупатель - с неопределенными налоговым законодательством правами и обязанностями. С другой стороны, чиновник налоговой инспекции получает возможность, задерживая или ускоряя бюрократическую процедуру прохождения сопроводительных документов, вмешиваться в чисто коммерческие отношения контрагентов. Такая зависимость ущемляет интересы налогоплательщика и провоцирует конфликт интересов между хозяйствующими субъектами. Вследствие вводимого порядка взимания акцизов на нефтепродукты резко усилится доминирующее положение нефтяных компаний в абсолютном большинстве регионов России в оптовом и розничном секторах топливного рынка, произойдет экономически необоснованное ускорение концентрации влияния на региональных рынках и, как результат, сокращение количества малых и средних независимых операторов. Помимо этого, такой порядок уплаты акциза предоставляет возможность нефтяным компаниям перераспределять акцизную нагрузку между своими обособленными подразделениями, что позволяет крупным компаниям иметь экономический рычаг воздействия на региональные власти, угрожать стабильности наполнения местных бюджетов. Введение нулевой налоговой ставки на прямогонный бензин при одновременном увеличении ставок акциза на низко- и высокооктановые автомобильные бензины значительно усилит экономическую привлекательность изготовления суррогатных бензинов и реализации некачественного бензина на основе бензиновых фракций под иными названиями, что и так имеет широкое распространение в настоящее время. Это приведет к созданию конкурентных преимуществ недобросовестным участникам рынка нефтепродуктов, а также к ущемлению интересов потребителей. Содержание предложений РТС по внесению изменений в рассматриваемый закон заключается в следующем. Отменяют ограничения по критерию собственности на получение "свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" и разрешают его получение при наличии у налогоплательщика соответствующих мощностей в собственности или на праве пользования по договорам гражданско-правового характера. Для оптовой реализации нефтепродуктов устанавливают заявительный характер его получения. Устраняется, таким образом, дискриминирующий разрешительный статус указанного свидетельства, предлагаемые изменения сохраняют его техническую функцию только как документа, подтверждающего возможность "безакцизной" реализацию нефтепродуктов между его обладателями. Прямое определение объектом обложения акцизами только операции 'по реализации' нефтепродуктов конечным потребителям и полный отказ от авансово-зачетной схемы исключит искусственно навязанные взаимные обязательства контрагентов по возврату счетов-фактур и неоправданные ограничения свободы рыночной деятельности от бюрократической процедуры прохождения документов через налоговые органы. Это позволит взимать акциз один раз у конечного продавца и исключить возможности для его вынужденной неоднократной уплаты с соответствующим ростом оборотных финансовых ресурсов и, как результат, увеличением конечной цены на нефтепродукты. Вместе с этим фиксация места взимания акциза именно на этапе розничной реализации нефтепродуктов исключит для нефтяных компаний возможность перераспределения акцизной нагрузки между своими обособленными подразделениями с целью использования в качестве механизма экономического давления на гарантии наполнения региональных дорожных фондов. Введение ставки акциза для прямогонного бензина в размере, равной ставке акциза на низкооктановый автомобильный бензин, практически аннулирует экономическую привлекательность изготовления суррогатных бензинов, и будет способствовать решению проблемы качества моторных топлив. Российский топливный союз.
Комментарии