Государственная Дума, утвердив "под занавес" летней сессии поправки к 22 главе Налогового кодекса, опять "сделала что-то не совсем то". Если бы народные избранники читали одобряемые документы внимательно, они знали бы, что введение с 1 января 2003 года 45%-ного акциза на нефтепродукты, помимо увеличения цен на бензин, будет иметь последствия менее "ожидаемые" - политические.
Пока еще акциз на автомобильное топливо в России платит завод-производитель. Механизм прост: нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) с учетом НДС и ставки акциза устанавливает цену на бензин и сразу после продажи уплачивает акциз в казну. Однако уже с Нового года акциз на нефтепродукты планируется взимать с "конечных продавцов" - нефтебаз или АЗС, -у которых покупают бензин "конечные покупатели" - граждане или организации, не имеющие "свидетельства на право торговли топливом" или, как еще некоторые называют этот документ, "фискальной лицензии".
Свидетельство - документ весьма примечательный. Чтобы его получить, нужно обязательно иметь в собственности (не арендовать!) хотя бы одно предприятие системы нефтепродуктообеспечения - нефтебазу, к примеру, или АЗС. Кроме того, уже имеющее свидетельство на право торговли топливом юридическое лицо обязуется оборудовать на своем предприятии налоговый пост - оснащенное всей необходимой техникой рабочее место налогового инспектора - специалиста, который, не отвлекаясь ни на миг, будет следить за товарооборотом (и который в любой момент может за нарушение установленных НК правил забрать свидетельство на право торговли топливом, тем самым на неопределенное время автоматически приостановив деятельность предприятия). В отличие от обязательных лицензий на хранение взрывоопасных и горючих материалов (выдается МЧС РФ) и на реализацию нефтепродуктов (выдается Министерством энергетики РФ) - лицензию "фискальную" получают в добровольном порядке. Отсутствие данного документа законом не преследуется.
Авторы новых поправок к НК объясняют эффективность свидетельства на право торговли топливом следующим образом. Заводы (нефтебазы, АЗС), продающие бензин торговцам "освидетельствованным", акциз на нефтепродукты платить больше не должны (тогда как, если сделка заключена с покупателем без свидетельства, завод/нефтебаза/АЗС платит акциз - как "конечный продавец") - акциз можно "зачесть".
Тут логично было бы предположить, что, например, НПЗ перестанут "накручивать" цену на бензин, включая в нее сумму последующих за сделкой купли-продажи акцизных сборов (как это практикуется сейчас) - ведь акциз-то платить не надо! - а значит топливо подешевеет. В реальности ничего подобного не произойдет. Потому как, для того, чтобы завод смог зачесть ставку акциза, ему не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным, (налоговый период по акцизу длится месяц, и налогоплательщики должны отчитаться перед государством до 25 числа месяца, следующего за отчетным) нужно получить от покупателя соответствующий счет-фактуру с отметкой налогового органа. Если "контрагент" опоздает, завод вынужден будет заплатить акцизный сбор из своего кармана. Получается, НПЗ автоматически попадают в зависимость от покупателя и запросто могут понести убытки.
Именно поэтому, - говорит президент Тюменского топливного союза Олег Симонов, - "по информации из достоверных источников, крупные поставщики собираются страховаться от такого риска - требовать от покупателей своей продукции депонировать средства в размере акциза по каждой партии товара на счетах завода. В случае непредоставления покупателем документов для зачета акциза, эта сумма автоматически переходит в собственность поставщика".
Так что НПЗ (нефтебазы, АЗС), работая с юридическими лицами, имеющими свидетельство на право торговли топливом, в накладе не останутся - и присутствующую сейчас в их расценках на топливо акцизную составляющую сохранят, и акцизы зачтут. А если учесть, что при сбоях в функционировании авансово-зачетных схем будет происходить повторное включение акциза в отпускные цены на нефтепродукты, то получается, что, например, при трехкратном включении акциза в цену оптовую розничная цена на бензин марки Аи-92 может достичь 17,3 руб. за литр, - заявил на прошедшей неделе член совета директоров Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
Проблемы могут возникнуть у покупателей: на требуемое НПЗ депонирование у них уйдет, по оценкам аналитиков, около 30% оборотных средств (эти деньги могут быть возвращены только после реализации бензина), срочное восполнение которых будет возможно лишь путем привлечения кредитов. Так как обслуживание кредитов стоит недешево, затраты розницы увеличатся. Это опять-таки автоматически поднимет цены на автомобильное топливо - по прогнозам специалистов Российского топливного союза, процентов на 30-35.
У них появляется еще один шанс избежать убытков - когда клиент приобретает бензин "сразу с акцизом" - по отпускной цене, куда изначально включена та сумма, которую, например, нефтеперерабатывающий завод, в будущем выплатит государству в виде акциза. Покупатель (в данной ситуации, без разницы - "освидетельствованный" или нет), реализуя купленный "сразу с акцизом" продукт, в свою очередь, тоже не забывает сделать соответствующую надбавку.
На этот раз раскошелиться придется автовладельцам. Эксперты, которые утверждают, что с введением 45%-ного акциза на нефтепродукты, цены на автомобильное топливо увеличатся на 7-8%, видимо, просто не хотят раньше времени расстраивать народ. По оценке Олега Симонова, новый порядок взимания акциза "вполне может породить рост цен на 70% и более". Многие ли, интересно, водители придут в восторг от перспективы покупать качественный бензин по цене в 15-20 рублей за литр?
К тому же, резкий рост цен на топливо после вступления в силу новых поправок к ч.2 Налогового кодекса, - не единственная проблема, которая ждет розничного покупателя. После 1 января явно возрастет экономическая привлекательность суррогатного топлива. Ставка акциза на прямогонный бензин (полуфабрикат, который может быть использован в качестве моторного топлива; с ним двигатель изнашивается в два-три раза быстрее) равна нулю; доля этого "продукта" на российском топливном рынке в настоящее время составляет 10%. После Нового года этот показатель может возрасти до 40%. "Уже только из-за этого закон стоит отменить немедленно", - говорят специалисты.
А теперь давайте прикинем, какая именно сумма может поступить (на ремонт дорог!) в региональный бюджет в виде акциза на нефтепродукты (при новой ставке) только от одного нефтеперерабатывающего завода (если он не зачитывает акцизы, конечно). Справка. По официальным данным, устанавливаемая с 2003 г. ставка акциза составит: на бензин автомобильный с октановым числом до 80 - 2.190 руб. за тонну (существующая в настоящее время акцизная ставка - 1.350 руб. за тонну); на бензин автомобильный с иными октановыми числами - 92, 95, 98 - 3.000 руб. за тонну ( 1.850 руб. за тонну); дизельное топливо - 890 руб. за тонну (550 руб. за тонну); масла для дизельных и карбюраторных двигателей - 2.440 руб. за тонну (1.500 руб. за тонну).
Олег Симонов: "Например, Омского, производительность которого в месяц равняется примерно 1 млн. 200 тонн топлива, из которых порядка 95% - светлые нефтепродукты. Так вот, в месяц ОНПЗ перечислит в местный бюджет более миллиарда рублей (это 50% суммы акциза!)".
Представьте, как будут счастливы власти Ханты-Мансийского автономного округа, когда Сургутский ГПЗ к концу этого года (как планировалось) увеличит производительность с 200 тонн до 1 миллиона тонн в месяц!
А теперь представьте, что вы - владелец крупной вертикально интегрированной нефтяной компании. У вашей компании есть нефть, есть нефтебаза и есть сеть АЗС - все это на территории какой-либо одной области. 1 января 2003 г. уже наступило. Вы получили свидетельство на право торговли топливом, и, являясь "конечным продавцом", перечисляете в бюджет этой области в виде акциза на нефтепродукты немалые деньги. И тут вдруг вам перестает нравиться местный Губернатор.
Вы просто берете и переносите свою нефтебазу в город Савраскины Ушки соседней области, переоформляете документацию и все платежи проводите через новую базу (соответственно, и акцизы платите по месту ее нахождения). Вот так вы насолите неприглянувшемуся вам Губернатору: лишите свою область не последней по величине статьи в доходной части бюджета. Зато у мэра города Савраскины Ушки будет такой дорожный фонд!
Пока еще акциз на автомобильное топливо в России платит завод-производитель. Механизм прост: нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) с учетом НДС и ставки акциза устанавливает цену на бензин и сразу после продажи уплачивает акциз в казну. Однако уже с Нового года акциз на нефтепродукты планируется взимать с "конечных продавцов" - нефтебаз или АЗС, -у которых покупают бензин "конечные покупатели" - граждане или организации, не имеющие "свидетельства на право торговли топливом" или, как еще некоторые называют этот документ, "фискальной лицензии".
Свидетельство - документ весьма примечательный. Чтобы его получить, нужно обязательно иметь в собственности (не арендовать!) хотя бы одно предприятие системы нефтепродуктообеспечения - нефтебазу, к примеру, или АЗС. Кроме того, уже имеющее свидетельство на право торговли топливом юридическое лицо обязуется оборудовать на своем предприятии налоговый пост - оснащенное всей необходимой техникой рабочее место налогового инспектора - специалиста, который, не отвлекаясь ни на миг, будет следить за товарооборотом (и который в любой момент может за нарушение установленных НК правил забрать свидетельство на право торговли топливом, тем самым на неопределенное время автоматически приостановив деятельность предприятия). В отличие от обязательных лицензий на хранение взрывоопасных и горючих материалов (выдается МЧС РФ) и на реализацию нефтепродуктов (выдается Министерством энергетики РФ) - лицензию "фискальную" получают в добровольном порядке. Отсутствие данного документа законом не преследуется.
Авторы новых поправок к НК объясняют эффективность свидетельства на право торговли топливом следующим образом. Заводы (нефтебазы, АЗС), продающие бензин торговцам "освидетельствованным", акциз на нефтепродукты платить больше не должны (тогда как, если сделка заключена с покупателем без свидетельства, завод/нефтебаза/АЗС платит акциз - как "конечный продавец") - акциз можно "зачесть".
Тут логично было бы предположить, что, например, НПЗ перестанут "накручивать" цену на бензин, включая в нее сумму последующих за сделкой купли-продажи акцизных сборов (как это практикуется сейчас) - ведь акциз-то платить не надо! - а значит топливо подешевеет. В реальности ничего подобного не произойдет. Потому как, для того, чтобы завод смог зачесть ставку акциза, ему не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным, (налоговый период по акцизу длится месяц, и налогоплательщики должны отчитаться перед государством до 25 числа месяца, следующего за отчетным) нужно получить от покупателя соответствующий счет-фактуру с отметкой налогового органа. Если "контрагент" опоздает, завод вынужден будет заплатить акцизный сбор из своего кармана. Получается, НПЗ автоматически попадают в зависимость от покупателя и запросто могут понести убытки.
Именно поэтому, - говорит президент Тюменского топливного союза Олег Симонов, - "по информации из достоверных источников, крупные поставщики собираются страховаться от такого риска - требовать от покупателей своей продукции депонировать средства в размере акциза по каждой партии товара на счетах завода. В случае непредоставления покупателем документов для зачета акциза, эта сумма автоматически переходит в собственность поставщика".
Так что НПЗ (нефтебазы, АЗС), работая с юридическими лицами, имеющими свидетельство на право торговли топливом, в накладе не останутся - и присутствующую сейчас в их расценках на топливо акцизную составляющую сохранят, и акцизы зачтут. А если учесть, что при сбоях в функционировании авансово-зачетных схем будет происходить повторное включение акциза в отпускные цены на нефтепродукты, то получается, что, например, при трехкратном включении акциза в цену оптовую розничная цена на бензин марки Аи-92 может достичь 17,3 руб. за литр, - заявил на прошедшей неделе член совета директоров Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
Проблемы могут возникнуть у покупателей: на требуемое НПЗ депонирование у них уйдет, по оценкам аналитиков, около 30% оборотных средств (эти деньги могут быть возвращены только после реализации бензина), срочное восполнение которых будет возможно лишь путем привлечения кредитов. Так как обслуживание кредитов стоит недешево, затраты розницы увеличатся. Это опять-таки автоматически поднимет цены на автомобильное топливо - по прогнозам специалистов Российского топливного союза, процентов на 30-35.
У них появляется еще один шанс избежать убытков - когда клиент приобретает бензин "сразу с акцизом" - по отпускной цене, куда изначально включена та сумма, которую, например, нефтеперерабатывающий завод, в будущем выплатит государству в виде акциза. Покупатель (в данной ситуации, без разницы - "освидетельствованный" или нет), реализуя купленный "сразу с акцизом" продукт, в свою очередь, тоже не забывает сделать соответствующую надбавку.
На этот раз раскошелиться придется автовладельцам. Эксперты, которые утверждают, что с введением 45%-ного акциза на нефтепродукты, цены на автомобильное топливо увеличатся на 7-8%, видимо, просто не хотят раньше времени расстраивать народ. По оценке Олега Симонова, новый порядок взимания акциза "вполне может породить рост цен на 70% и более". Многие ли, интересно, водители придут в восторг от перспективы покупать качественный бензин по цене в 15-20 рублей за литр?
К тому же, резкий рост цен на топливо после вступления в силу новых поправок к ч.2 Налогового кодекса, - не единственная проблема, которая ждет розничного покупателя. После 1 января явно возрастет экономическая привлекательность суррогатного топлива. Ставка акциза на прямогонный бензин (полуфабрикат, который может быть использован в качестве моторного топлива; с ним двигатель изнашивается в два-три раза быстрее) равна нулю; доля этого "продукта" на российском топливном рынке в настоящее время составляет 10%. После Нового года этот показатель может возрасти до 40%. "Уже только из-за этого закон стоит отменить немедленно", - говорят специалисты.
С 1 января 2003 у крупных нефтяных компаний появится абсолютно реальный и даже одобренный Законодательным Собранием РФ механизм воздействия на региональные власти.
Напомним, что при новом порядке взимания акциза на нефтепродукты в федеральный бюджет будет перечисляться 50% ставки акциза. Остальные 50% - в бюджет "на местах". Такая система введена якобы для того, чтобы регионам было на что ремонтировать дороги (с 1 января отменяется единый полуторапроцентный оборотный налог на дорожные фонды).А теперь давайте прикинем, какая именно сумма может поступить (на ремонт дорог!) в региональный бюджет в виде акциза на нефтепродукты (при новой ставке) только от одного нефтеперерабатывающего завода (если он не зачитывает акцизы, конечно). Справка. По официальным данным, устанавливаемая с 2003 г. ставка акциза составит: на бензин автомобильный с октановым числом до 80 - 2.190 руб. за тонну (существующая в настоящее время акцизная ставка - 1.350 руб. за тонну); на бензин автомобильный с иными октановыми числами - 92, 95, 98 - 3.000 руб. за тонну ( 1.850 руб. за тонну); дизельное топливо - 890 руб. за тонну (550 руб. за тонну); масла для дизельных и карбюраторных двигателей - 2.440 руб. за тонну (1.500 руб. за тонну).
Олег Симонов: "Например, Омского, производительность которого в месяц равняется примерно 1 млн. 200 тонн топлива, из которых порядка 95% - светлые нефтепродукты. Так вот, в месяц ОНПЗ перечислит в местный бюджет более миллиарда рублей (это 50% суммы акциза!)".
Представьте, как будут счастливы власти Ханты-Мансийского автономного округа, когда Сургутский ГПЗ к концу этого года (как планировалось) увеличит производительность с 200 тонн до 1 миллиона тонн в месяц!
А теперь представьте, что вы - владелец крупной вертикально интегрированной нефтяной компании. У вашей компании есть нефть, есть нефтебаза и есть сеть АЗС - все это на территории какой-либо одной области. 1 января 2003 г. уже наступило. Вы получили свидетельство на право торговли топливом, и, являясь "конечным продавцом", перечисляете в бюджет этой области в виде акциза на нефтепродукты немалые деньги. И тут вдруг вам перестает нравиться местный Губернатор.
Вы просто берете и переносите свою нефтебазу в город Савраскины Ушки соседней области, переоформляете документацию и все платежи проводите через новую базу (соответственно, и акцизы платите по месту ее нахождения). Вот так вы насолите неприглянувшемуся вам Губернатору: лишите свою область не последней по величине статьи в доходной части бюджета. Зато у мэра города Савраскины Ушки будет такой дорожный фонд!
Комментарии