Топливные операторы зондируют рынок

Вчера Госкомстат России сообщил, что розничные цены на нефтепродукты в Петербурге повысились на 0,1% и составили в среднем 10,3 рубля за литр самого популярного бензина 92-й марки и 11,6 рубля за литр высокооктанового Аи-95. Повышение вроде бы мизерное, но это только зондаж спроса. С 1 января 2003 года вступает в силу новая схема налогообложения топливного рынка, и розничные цены в нашем городе, как и во всей стране, могут подрасти сразу на 20 процентов. Впереди России всей Парадокс: все специалисты признают, что самая острая конкуренция продавцов нефтепродуктов сложилась именно в Питере, а цены в нашем мегаполисе при этом - самые высокие в европейской части России (Крайний Север не берем). Вот и по последним сводкам статистиков литр топлива у нас - на 50 копеек дороже, чем в столице. Так было практически всегда, да и бензиновые кризисы в России в последние 5 лет начинались именно на берегах Невы. Другой парадокс: только в Петербурге нефтяные монстры ("ЛУКойл", ЮКОС, "Славнефть" и т. п.) не занимают лидирующие позиции в розничной сфере. Группу лидеров здесь составляют региональные компании - ПТК, Neste St. Petersburg и "Фаэтон". В конце прошлого года, казалось, все встает на свои места - тогдашний президент НГК "Славнефть" Михаил Гуцериев заявил, что к концу 2002 года его компания будет контролировать в Питере до 40% розницы. Этого не случилось - "Славнефть", как и региональное отделение "ЛУКойла", хоть и расширяется в Питере, но только за счет покупки слабеющих фирм и франчайзинговых схем (на действующих АЗС вывешивается флаг богатого покупателя). Региональные старожилы, таким образом, оказались несговорчивыми конкурентами, а строить бензоколонки с нуля ведущие нефтяные компании страны не пожелали. Но монстры не успокоились и через нефтяное лобби в Государственной думе пытаются подавить независимые компании через новую систему взимания акцизов. Акцизная удавка Сегодня акцизы на топливо собирают на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые есть у каждой крупной добывающей компании. Это удобно: НПЗ в России - всего 28, они действуют легально и от такой для них мелочевки, как акцизный сбор, не уходят. С 2003 года этот налог будет собираться на всех этапах движения нефтепродуктов - от скважины до АЗС. Крупные нефтяные компании, имеющие НПЗ и собственную сеть заправок, не зависят от промежуточного звена в виде оптового рынка. Таким образом, они получат заметные конкурентные преимущества перед менее сильными операторами. Если это произойдет (вопрос не решен окончательно), сегодняшним лидерам топливного рынка Питера придется туго. Но только в том? случае, если гиганты начнут строить в нашем городе собственные сети АЗС, а это не очевидно. Автолюбителям в следующем году не позавидуешь. Кроме перераспределения акцизы еще и повысятся на значительную величину (цифра пока обсуждается в Министерстве энергетики). Предполагается, что нынешние прейскуранты изменятся в 2003 году на 20% - до 12 рублей за литр Аи-92. Операторы опасаются, что 30% частников не сумеют осилить новые рубежи. После последнего повышения розничных цен в Петербурге (май - июнь 2002 года, и сразу на 20%) спрос на бензоколонках упал на 10%. Так что на внутреннем рынке России в юбилейном для нашего мегаполиса году может начаться депрессия, и федеральные чиновники это понимают. Не случайно акцизный вопрос так долго дебатируется в Москве. После июньского взлета розничных цен в Питере не произошел их традиционный откат на 5 - 7%, что обычно случается после кризисов. До середины осени цены стояли, а сейчас операторы начали помаленьку повышать прейскуранты, проверяя реакцию потребителей. Те пока не нервничают.
Комментарии