Изменения в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса в части взимания акцизов на нефтепродукты, вступающие в силу с 1 января 2003 года, по мере приближения даты вступления вызывают все большее недовольство у участников топливного рынка. Напомним, что по новой схеме акцизы на топливо будут собираться на всех уровнях, в том числе и с владельцев АЗС. При этом будет введена в действие система возврата акцизов тем торговцам, которые владеют мощностями по производству или продаже бензина на правах частной
собственности. То есть агенты, покупающие нефтепродукты на НПЗ, а затем перепродающие их заправкам, получат выплаченные акцизы обратно.
Но участники топливного рынка относятся с осторожностью к заверениям властей, что схема возврата акцизов будет работать слаженно. Как заявляют в Российском топливном союзе, с возвратом могут возникнуть серьезные проблемы.
Ведь в нашей стране очень сложно получить деньги, уже ушедшие в казну. Кроме того, новые правила вынудят мелкие компании, арендующие оборудование, уйти с рынка, который затем монополизируют более крупные игроки. Только эти нововведения, по оценкам отраслевых аналитиков, могут поднять цены на топливо приблизительно на 5%.
Чтобы хотя бы отчасти нейтрализовать зреющий в топливной среде взрыв недовольства, МНС РФ посчитало необходимым провести пресс-конференцию "Влияние акцизов на цены нефтепродуктов", на которой выступила руководитель Департамента налоговой политики МНС РФ Татьяна Карасева.
Госпожа Карасева сообщила, что в настоящее время в МНС России создана рабочая группа, занимающаяся разработкой документов, необходимых для реализации изменений, внесенных в главу 22 НК. Разработан соответствующий сетевой график первоочередных мероприятий. МНС России издан приказ от 04.09.02 N БГ-3-03/478 "Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами", зарегистрированный в Минюсте России 17.09.02 N 3805.
В настоящее время на согласовании с заинтересованными министерствами находятся проекты приказов "О порядке создания налоговых постов у налогоплательщиков, имеющих свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами", "О ведении реестра выданных свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и создании информационной базы реестра", "О порядке проставления налоговыми органами отметок в счетах-фактурах, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами".
Также Татьяна Карасева посчитала необходимым отметить, что при рассмотрении вопроса введения в действие нового порядка взимания акцизов на нефтепродукты членами рабочей группы учитываются не только интересы крупных нефтяных компаний, но также средних и мелких независимых производителей.
Относительно предполагаемого скачка цен на бензин руководитель департамента сообщила следующее: "Перенос бремени уплаты акциза с производства на реализацию не увеличивает объемы налоговых изъятий в расчете на тонну нефтепродуктов, поэтому объективно не может оказать влияние на увеличение цен на нефтепродукты. По состоянию на начало 2002 года (при средней цене около 8 тыс. рублей за тонну бензина АИ-92 и ставке акциза 2072 рубля за тонну) доля акциза в розничной цене на бензин составляла 25%. Учитывая произошедший рост цен на нефтепродукты, при введении в действие увеличенных ставок акциза на нефтепродукты (3 тыс. рублей за тонну для бензина АИ-92) при розничной цене за тонну бензина АИ-92 10,5 тыс. рублей доля акциза в цене бензина составит около 28,5%.
Таким образом, произойдет очень незначительное увеличение доли акциза в цене нефтепродуктов. Следовательно, введение с января 2003 года увеличенных ставок акциза на нефтепродукты объективно не может повлечь существенного увеличения цен".
На основании изложенного Татьяна Карасева заявила, что прогнозы о резком росте цен на нефтепродукты в 2003 году в связи с введением в действие новой системы взимания акцизов на нефтепродукты не имеют достаточных правовых и экономических обоснований. По ее мнению предполагаемый скачок цен произойдет по иной причине: "С 1 января 2003 года вступает в силу новый порядок установления таможенной пошлины на экспорт нефтепродуктов - в размере 90% от таможенной пошлины на нефть сырую. Поэтому экспорт нефтепродуктов с 1 января 2003 года становится более выгодным и по оценкам профильных министерств возрастет в 1,5 раза".
Однако разъяснительная акция МНС вряд ли успокоит участников рынка. Гораздо больше надежд они возлагают на то, что до конца года правительство отступится от прежних планов и внесет изменения в законодательство с целью облегчения жизни мелким агентам. С критическим письмом Российского Топливного Союза "О внесении изменений в закон N 110-ФЗ от 24.07.02 г." уже ознакомился зампредседателя Правительства РФ Алексей Кудрин и разослал копии этого письма в Минфин, МНС, Минэкономразвитие, Минэнерго, МАП и Минюст с резолюцией: "Прошу рассмотреть с участием Российского топливного Союза и внести предложения в Правительство Российской Федерации".
Игорь Чубаха
Комментарии