С начала будущего года вступят в силу изменения Налогового кодекса, в соответствии с которыми схема уплаты акцизов на топливо переносится с НПЗ на владельцев АЗС. При этом будет использоваться система возврата акцизов тем торговцам, которые владеют мощностями по производству или продаже бензина на правах частной собственности. Это означает, что количество частных АЗС резко сократится и в России возникнет несколько крупных продавцов
бензина, обладающие своими НПЗ. Частные же заправки будут платить акцизы на условиях предоплаты. О вытеснении с рынка независимых владельцев АЗС предупредил и замминистра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин.
Кроме того, применение новой системы акцизов вызовет рост цен на бензин, причем аналитики считают, что он будет на 10-12% безотносительно к сезонности. Однако государству нужны доходы, особенно в ситуации, когда западным заимодавцам надо платить долги, а на горизонте думские выборы и президентская предвыборная кампания. Что же до 'замонополивания' бензинового рынка, то государству всегда легче договорится с десятком продавцов,
нежели с сонмом частников (сейчас им принадлежит 50% заправок). Последние 'залпы' в войне за МНПЗ, когда два гендиректора завода блокировали распоряжения друг друга и подвоз нефти, показывают, что монополизация для России, к сожалению, неизбежна. А новое антимонопольное законодательство этот процесс лишь зафиксирует.
Впрочем, сейчас Министерство России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства продолжает исследовать розничный рынок нефтепродуктов с целью выявления прибыли, незаконно полученной компаниями в период резкого роста цен на бензин (в мае-июне 2002г.), когда потребительские цены в среднем по России повысились на 25%, а в некоторых регионах его стоимость возросла более чем на 50%. По словам заместителя
главы МАП Анатолия Голомолзина, эти исследования продолжаются уже несколько месяцев. Каков будет результат этих долгих исследований пока неизвестно.
Комментарии