Нефть в обмен на льготы

Глава "Газпрома" Алексей Миллер вчера договорился с президентом "Роснефти" Сергеем Богданчиковым о создании рабочей группы, которая в ноябре начнет переговоры с государством о заключении соглашения о разделе продукции для разработки Приразломного нефтяного месторождения. В "Газпроме" говорят, что оживление вокруг этого многострадального проекта (срок его начала неоднократно сдвигался по причине массового бегства иностранных инвесторов), неслучайно. Правда, от подробных комментариев воздерживаются. СРП по Приразломному должно было быть подписано в четвертом квартале 2000 года. "Задержка связана с непроработанностью российского законодательства о СРП, - считает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. - Однако что касается крупных проектов, к которым относится Приразломное (запасы - 85 млн тонн нефти. - Ред.), то для них льготное налогообложение представляется весьма перспективным". Два года с тех пор, как из проекта вышла немецкая компания Wintershall, "Газпром" испытывал значительные трудности с его финансированием. Иностранцы собирались вложить 1 млрд долл. из проектных 1,3 млрд долл., поэтому более скромная по своим финансовым возможностям "Роснефть", занявшая их место, не могла стать полноценной заменой. Таковым мог быть ЛУКОЙЛ, но до последнего времени "Газпром" делал все, чтобы вытеснить компанию Вагита Алекперова из проекта. Как известно, ЛУКОЙЛ имеет небольшую (около 12%) долю в "Росшельфе" и на этом основании пытался стать партнером в проекте. "Газпром" настаивал на передаче лицензии компании "Севморнефтегаз", которую концерн и "Роснефть" учредили на паритетных началах. ЛУКОЙЛ же, объединясь с другим миноритарием "Росшельфа" - "Северсталью", препятствовал этой операции. Но после того, как "Роснефть" выкупила долю "Северстали" в "Росшельфе", нефтяники лишились последнего юридического рычага воздействия на ситуацию. Впрочем, как это ни парадоксально, сейчас шансы ЛУКОЙЛа включиться в проект намного выше. Дело в том, что "Газпром" и ЛУКОЙЛ готовят соглашение о стратегическом сотрудничестве. И хотя в протоколе о намерениях Приразломное не упоминается, начать плотное взаимодействие именно с него представляется логичным. Вопрос лишь в том, готов ли ЛУКОЙЛ взять на себя большую часть финансовых инвестиций в проект. В пресс-службе подтвердили, что консультации по этому вопросу идут, а появление более конкретной информации обещали как раз в ноябре.
Комментарии