Труба вместо танкера. Так Япония предлагает импортировать российский газ

Правительство Японии намерено лоббировать строительство газопровода, который соединит месторождения "Сахалина-1" с Японией. Этот проект, если он будет реализован, сможет составить конкуренцию проекту "Сахалин-2", участники которого собираются поставлять в Японию сжиженный газ. Проект "Сахалин-1" стоимостью $12,2 млрд предусматривает освоение месторождений Аркутун-Даги, Одопту и Чайво на северо-западном шельфе Сахалина с запасами 340 млн т нефти и 420 млрд куб. м газа. Участники "Сахалина-1" - американская Exxon Mobil (30%), японская SODECO (30%), индийская ONGC (20%) и "дочки" "Роснефти" (20%). Проект "Сахалин-2" стоимостью $10 млрд осуществляет компания Sakhalin Energy, 55% акций которой принадлежит Shell, а 25% и 20% - соответственно Mitsui и Mitsubishi. Запасы Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, разрабатываемых в рамках "Сахалина-2", - 140 млн т нефти и 408 млрд куб. м газа. Переговоры о строительстве газопровода длиной 1120 - 1440 км с шельфовых месторождений "Сахалина-1" в Японию начались на прошлой неделе, во время визита в Россию министра иностранных дел Японии Иорико Кавагути. Предполагаемая мощность сахалинского газопровода, который пройдет по дну Японского моря или Тихого океана, - 8 млрд куб. м газа в год. Окончательно договоренности между Россией и Японией будут оформлены в январе во время переговоров главы российского государства Владимира Путина и японского премьер-министра Дзюнитиро Коидзуми. "Газопровод касается частных компаний, но, вероятно, эта тема будет обсуждаться на встречах на высоком уровне", - цитирует Financial Times представителя японского правительства. Он поясняет, что этот газопровод станет первым, который свяжет Японию с зарубежной страной и "позволит сделать решающий шаг по пути стратегии диверсификации поставщиков энергоресурсов и способов их доставки". Япония, по словам чиновника, "все больше встревожена своей зависимостью от поставок нефти с Ближнего Востока". Потребление газа в Японии растет огромными темпами. С 1991 по 2001 г. Япония увеличила ежегодное потребление газа с 55 млрд куб. м до 79 млрд куб. м, причем только 5 млрд куб. м японцы импортировали в виде природного газа, остальные объемы поступают в страну в виде сжиженного газа. Основные поставщики газа в Японию - Бруней (8 млрд куб. м газа в год) , Индонезия (22 млрд куб. м) , Австралия (10 млрд куб. м) и Катар (8,3 млрд куб. м газа). "Безусловно, нам хотелось бы услышать от Японии чего-то более конкретного - например, получить гарантии закупок газа, - сказал "Ведомостям" сотрудник Exxon, оператора "Сахалина-1". - Но сам факт того, что японское правительство поддержало именно наш проект, свидетельствует, что Япония уже подсчитала: природный газ даже с учетом строительства газопровода обойдется ей дешевле, чем сжиженный, который намерены поставлять на азиатские рынки участники нашего конкурента - "Сахалина-2". "Сахалин-2" все еще не нашел рынок сбыта для своего будущего газа. Участники проекта намерены экспортировать газ с Сахалина только в сжиженном виде и для этого собираются строить на острове завод по сжижению газа. Представители консорциума уверены, что желание японцев поддержать проект конкурентов не станет "Сахалину-2" помехой в будущем. "С самого начала было ясно, что на рынок Японии, а также Кореи и Китая может поступать газ из двух сахалинских проектов, - говорит вице-президент Shell Максим Шуб. - Однако мы считаем, что наш проект застрахован от возможных рисков потери рынка сбыта. Мы по-прежнему настаиваем на экспорте именно сжиженного газа и вскоре начнем строить на Сахалине завод по сжижению газа. Кроме того, мы планируем начать поставки газа на азиатский рынок в конце 2006 г., а у них [конкурентов] это, по всей видимости, получится несколько позже". "Мы готовы к конкуренции, - вторит ему представитель Sakhalin Energy. - Надеемся к концу года получить гарантии закупок нашего газа, а в 2007 г. уже отправим на экспорт 4,8 млн т сахалинского сжиженного газа". Впрочем, представитель SODECO считает, что оба сахалинских проекта нужны Японии и никакой конкуренции здесь не должно быть. "Поддержка японского правительства - хороший знак, но важно знать, предпримет ли оно конкретные шаги", - считает сотрудник Минэнерго. А аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров считает, что политическая поддержка японских властей не более чем моральная помощь. "Японское правительство минимально вмешивается в экономику, и я сомневаюсь, что оно сможет дать гарантии по закупкам. Это дело частного бизнеса", - полагает эксперт. В то же время Нестеров считает, что импортировать природный газ, цена которого составит чуть больше $100 за 100 куб. м, с Сахалина японцам выгоднее, чем сжиженный газ, который обойдется на $50 дороже. РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ПРОЕКТЫ К январскому визиту в Россию японского премьер-министра Дзюнитиро Коидзуми должен быть готов "план действий" по расширению экономического сотрудничества между Россией и Японией. В совместный план предполагается включить давние, но так и не реализованные российско-японские проекты - от строительства энергомоста Сахалин - Япония стоимостью $9,6 млрд до участия Японии в соединении Транскорейской железнодорожной магистрали с Транссибом. По словам собеседника "Ведомостей", предполагается, что Япония может инвестировать в этот проект около $3 млрд. Энергомост, включающий электростанцию на Сахалине мощностью 4000 МВт и прокладку высоковольтного кабеля по дну моря в Японию, тоже предлагается профинансировать японским инвесторам.
Комментарии