В истории России бывали всякие бунты - хлебные, медные, соляные... С хлебом теперь, слава богу, все в порядке, да и с солью проблем нет. Зато замаячили перспективы бензинового бунта, который обещают устроить владельцы автозаправок.
О кризисе на рынке моторного топлива говорят уже давно и главной его причиной называют изменения в налоговом законодательстве, которые вступят в силу с начала следующего года. По новой схеме уплата акцизов на топливо переносится с нефтеперерабатывающих заводов на владельцев АЗС. При этом будет использоваться система возврата акцизов тем торговцам, которые владеют мощностями по производству или продаже бензина на правах частной
собственности. То есть агенты, покупающие нефтепродукты на НПЗ, а затем перепродающие их заправкам, получат выплаченные акцизы обратно. Но, как заявили корреспонденту "НГ" в Российском топливном союзе, с возвратом могут возникнуть огромные проблемы: "У нас в стране очень сложно получить деньги, уже ушедшие в казну, и еще сложнее государству расстаться с ними". Кроме того, новые правила вынудят мелкие компании, арендующие
оборудование, уйти с рынка, который затем монополизируют более крупные игроки.
Только эти нововведения, по оценкам отраслевых аналитиков, могут поднять цены на топливо приблизительно на 5%. Прежде всего потому, что пока непонятно, насколько слаженно будет работать схема возврата акцизов. Однако к куда более крупному повышению стоимости бензина приведет повышение акцизов на 45%. По оценкам экспертов, только этот фактор поднимет цены на топливо на 10-13%. Нехитрые математические подсчеты говорят о том, что уже с начала следующего года бензин может вполне подорожать на треть к нынешней цене, то есть литр будет стоить 15-16 руб.
Несмотря на то что и Министерство налогов и сборов, и сами нефтяные компании отрицают возможность резкого и столь значительного повышения стоимости моторного топлива, источник "НГ" в Российском топливном союзе сильно сомневается в благополучном разрешении ситуации: "Навряд ли крупные компании, работающие на бензиновом рынке, не постараются выжать максимальной выгоды из резкого роста цен. А это означает, что к расчетам
будущих цен одного литра можно спокойно прибавить еще рубль. Как говорится, на всякий случай. К тому же поводов для повышения и завышения расценок уже предостаточно".
Вот и получается, что угроза бензинового бунта приобретает все более реальные очертания. Если до конца года правительство не пойдет на попятную и не внесет изменения в законодательство с целью облегчения жизни мелким агентам, последние грозят провести всероссийскую акцию протеста, что вызовет временный кризис на бензиновом рынке.
Однако такой шаг продавцов нефтепродуктов не будет иметь продолжительного действия - рано или поздно возможный дефицит бензина компенсируют крупные компании. Куда важнее реакция автовладельцев, по чьим кошелькам повышение цен нанесет ощутимый удар. Здесь мнения резко расходятся.
Одни пребывают в состоянии безысходности и будут безропотно платить и по 17 руб. за литр, поскольку не готовы отказаться от пользования своими "четырехколесными друзьями" и пересесть на общественный транспорт. Другие же водители говорят о том, что могут поддержать протест владельцев автозаправок. Но отказаться от машины им тоже не под силу...
Комментарии