Экономические форумы, которых сегодня в России проводится множество, сами по себе явление довольно примечательное. Возникли они в середине 90-х годов как ярмарки инвестиционных проектов: предприниматели в каком-то регионе писали бизнес-планы, созывали экономический форум, на этот призыв откликались потенциальные инвесторы. По замыслу организаторов, на форуме они должны были предпринимательские бизнес-планы обсуждать, анализировать, а затем - финансировать. Так зародились экономические форумы в Нижнем Новгороде и Краснодаре, так начинался и самый раскрученный на сегодняшний день Санкт-Петербургский экономический форум.
Правда, довольно быстро выяснилось, что инвестиционный эффект подобных мероприятий близок к нулю, а после финансового кризиса 1998 года надежды привлечь западных инвестиций и вовсе развеялись. Впрочем, из этого отнюдь не следовало, что от проведения экономических форумов собираются отказаться. Лейтмотив этих мероприятий, независимо от того, проводятся они в Санкт-Петербурге, Иркутске, Нижнем Новгороде или Краснодаре, и по сей день все тот же: "Земля у нас богатая, перспективы огромные, дайте только денег". По сравнению с докризисными временами изменилось разве то, что раньше подобные заявления адресовались западным инвесторам, а сегодня - представителям отечественной законодательной и исполнительной власти. Поэтому авторитет того или иного форума определяется исключительно калибром посетивших его политических фигур: Санкт-Петербургский форум - самый продвинутый, там бывает премьер-министр Михаил Касьянов. На Байкальском же самыми крупными московскими гостями в этом году были председатель СФ Сергей Миронов, министр транспорта Сергей Франк, министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов.
Поскольку Байкальский экономический форум позиционируется как "азиатский" (в пику "европейскому" Санкт-Петербургскому), основной темой выступлений большинства его участников был рассказ о неизмеримых богатствах Сибири - лесных угодьях, месторождениях нефти, газа и многих других полезных ископаемых, о крупнейшем в мире хранилище пресной воды - озере Байкал, о том, как эти богатства нужны страдающим от нехватки собственных природных ресурсов Японии, Китаю, США. "Мы считаем, что Россия может значительно увеличить поставки нефти и газа в США", - заявил в своем выступлении президент Кембриджской ассоциации энергетических исследований Джозеф Станислав. По его словам, всех новых значительных игроков на рынке нефти и газа можно разделить на две группы: относительно недавно появившиеся новые потребители (Индия и Китай) и производители энергоресурсов (Мексика, страны Западной Африки и страны Каспия). "Но только Россия и Бразилия в будущем увеличат и добычу нефти и газа, и их потребление", - пообещал г-н Станислав.
Не успели гости форума насладиться впечатляющими перспективами, как на них обрушился холодный душ. "Главной проблемой экспортных транспортировок нефти и газа из Сибири и с Дальнего Востока является высокая стоимость перевозок этих ресурсов, - отметил Джозеф Станислав. - Цена затрат на транспортировку одного барреля нефти из Сибири и с Дальнего Востока почти в два раза выше, чем из Саудовской Аравии". Другими словами - пока не будет создана эффективная транспортная инфраструктура, серьезных западных инвестиций в разработку природных богатств Сибири не будет.
"Сейчас авто- и железные дороги России могут перевозить не более сорока миллионов тонн угля, - вторил г-ну Станиславу президент компании 'Байкал-уголь' Олег Мисевра. - Увеличение же экспорта угля зависит от расширения возможностей восточных портов. Вопрос расширения экспорта за счет развития морских портов стоит сегодня перед угледобывающими компаниями в Хакасии, Кузбассе, Бурятии".
О перспективах развития транспортной инфраструктуры в Сибири подробно рассказал Сергей Франк. В ближайших планах правительства - завершить строительство автодороги Чита-Хабаровск и ввести в строй новый атомный ледоход, что позволит расширить перевозки по Северному морскому пути. Еще один важный проект - создание международного консорциума для финансирования проекта строительства и соединения Транскорейской железной дороги с Транссибом, и у этого проекта, по словам Сергей Франка, "неплохие перспективы". В этот консорциум должны войти представители южнокорейского капитала, северокорейского бизнеса, представители российской и японской сторон, а "совместное долевое финансирование станет своеобразной гарантией того, что эта железнодорожная артерия будет загружена и инвестиции вернутся". Планируется создание и припортовых зон свободной торговли, в которых будут предоставляться солидные налоговые льготы, но только для транзитных грузов.
В Сибири и на Дальнем Востоке правительство, по словам Сергея Франка, будет проводить протекционистскую политику на транспорте, прежде всего - в установлении тарифов, ориентируясь не только на себестоимость перевозок, но и на политическое и социальное значение транспорта для региона. "Развитие транспортного комплекса даст не только экономическую выгоду, но и упрочит ослабевшие в последние годы социально-экономические связи сибирских территорий с центральной Россией, - пояснил представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский. - И еще об одном нельзя забывать: если мы промедлим с формированием современной транспортной инфраструктуры, то Европа и Азия найдут иной путь друг к другу, и основные грузопотоки пойдут мимо нас".
Для осуществления планов по развитию транспортной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке сегодня есть две основные помехи: недостаток инвестиций и стремительный отток населения из восточных регионов России. Проблему инвестиций правительство предполагает решать, в частности, через предоставление концессий на строительство дорог. "Мы будем внедрять схему 'построил - используй - передай государству'", - пообещал Сергей Франк. Что же касается демографической проблемы, то она, по мнению министра, решится сама собой, когда в Сибири начнется активное строительство дорог: "Если у людей будет работа, то им и уезжать не понадобится".
Разумеется, пока все это - лишь планы и добрые намерения, перспективы их реализации весьма туманны. Примечательно же другое - у правительства, как выяснилось на Байкальском форуме, есть-таки долгосрочные планы по развитию в Сибири всех видов транспорта, геологоразведки и недропользования, энергетики, социальной сферы и решению демографических проблем. А это уже можно счесть контурами той самой долгосрочной промышленной политики, о необходимости которой так много говорили предприниматели и писал "Эксперт". Кажется, нас услышали.
Комментарии