Конфереция

Россия в кольце бензиновых войн. Нефтяные компании активно борются за розничный рынок

Торговля бензином во всем мире во многом определяет темпы развития национальной экономики. В случае роста цен на топливо автоматически возрастают издержки в других секторах промышленности. Растет инфляция, граждане проявляют недовольство, и правительство начинает задумываться о том, как решить эту проблему. Нет ничего удивительного в том, что когда российское правительство угрожает увеличить налогообложение нефтяной отрасли, компании пугают чиновников повышением цен на бензин. При этом розничная торговля топливом в России остается "золотым дном". Сейчас нефтяные компании активно занимаются переделом этого рынка, используя как экономические, так и политические методы. Наиболее прибыльными регионами в плане розничной торговли топливом являются Москва и Санкт-Петербург. О ситуации на этих рынках "Фокус" писал в N 2 от 28 января и N 5 от 18 февраля 2002 г. Однако не стоит думать, что в других регионах нашей страны нефтяники не проявляют интереса к розничному рынку. Наоборот, по всей России идут "бензиновые войны", в которых вертикально интегрированные компании сражаются как с небольшими частными фирмами, так и между собой. Заправка надежнее экспорта Бензоколонку выгоднее всего открывать в крупных городах или на федеральных трассах. Поэтому именно здесь и построено больше всего заправок. При этом большинство АЗС принадлежит сегодня не крупным нефтяным компаниям, а небольшим фирмам. Нефтяные концерны до последнего времени просто не уделяли серьезного внимания розничному рынку. Их больше волновал экспорт. Сейчас ситуация изменилась. Выяснилось, что торговать нефтепродуктами в розницу выгоднее, чем экспортировать их. "Сейчас для компании наиболее выгодным направлением является экспорт нефти, - говорит вице-президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Шарифов. - Затем идет розничная торговля топливом через свои АЗС, потом экспорт нефтепродуктов. Замыкает список оптовая продажа топлива на внутреннем рынке". Хотя в России есть ряд нефтеперерабатывающих заводов, которые находятся в непосредственной близости от морских портов, и поэтому большая часть их продукции экспортируется. Это относится к Киришскому НПЗ (принадлежит "Сургутнефтегазу"), Комсомольскому, Туапсинскому (оба - "Роснефть") и Хабаровскому нефтеперерабатывающим заводам ("Группа АЛЬЯНС"). Наверное, именно поэтому "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" последними среди вертикально интегрированных нефтяных компаний обратили внимание на розничный рынок. Это произошло только после того, как в их традиционных регионах появились заправки других нефтяных компаний. Вот как объясняет это президент "АЛЬЯНС-Ойл" Евгений Воробейчик: "Часто экспортировать нефтепродукты выгоднее, чем продавать их на внутреннем рынке. Однако конъюнктура экспортных цен сильно колеблется в зависимости от цен на нефть. Российский же рынок более стабилен. Кроме того, на экспортный рынок можно выйти всегда, когда это выгодно, и в любое время уйти. Если же ты уйдешь с внутреннего рынка, то вернуться на него будет очень сложно". У каждой вертикально интегрированной компании есть традиционно "свои" регионы, сбытовые структуры в которых (сети АЗС и нефтебазы) они получили в процессе приватизации или перекупили у других участников рынка. Еще несколько лет назад компании в своих регионах боролись только с небольшими фирмами, построившими новые АЗС. Теперь ситуация изменилась - нефтяники приходят в "чужие" регионы со своим топливом и активно борются за новые рынки. Франчайзинг для нефтяника - полумера Если посмотреть на топливный рынок Европейской части России с севера на юг, то на карте страны можно увидеть товарные знаки большинства российских нефтяных компаний. В Вологодской области и Республике Коми господствует "ЛУКОЙЛ". Это связано с тем, что в структуру этой компании входит Ухтинский НПЗ (Республика Коми). В Архангельской и Мурманской областях компания Вагита Алекперова делит рынок с "Роснефтью". "Роснефть" же не имеет в этом регионе собственного завода и поэтому вынуждена перерабатывать часть своей нефти на Киришском и Ярославском НПЗ, обеспечивая полученным топливом свои АЗС. В Карелии полновластно господствует Тюменская нефтяная компания. Большинство АЗС и нефтебаз Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей принадлежат "Сургутнефтегазу". Аналогичная ситуация складывается и в Калининградской области, но здесь серьезную конкуренцию компании Владимира Богданова составляет "ЛУКОЙЛ". Кроме того, в последнее время на севере страны активизировалась "Славнефть". В этом нет ничего удивительного, так как принадлежащий ей Ярославский НПЗ находится неподалеку. При этом "Сургутнефтегаз" и "ЛУКОЙЛ" активно работают над расширением собственной сети АЗС, а "Славнефть" присутствует в этом регионе в основном благодаря договорам о франчайзинге. Необходимо отметить, что работать по договору франчайзинга нефтяным компаниям гораздо менее выгодно, чем реализовывать топливо через собственную инфраструктуру. При франчайзинге сохраняется прежняя структура собственности владельца бензинового бизнеса, просто на АЗС появляется вывеска крупной компании. Владелец АЗС обязуется торговать только топливом этой компании. Однако розничная наценка в размере 20-30% оседает в кармане частника, а не нефтяной компании. Нефтяникам эти договоры выгодны только в плане возможности прогнозировать объем производства и реализации топлива. Хотя в регионах, где господствует та или иная компания, она постепенно снижает норму прибыли своих франчайзеров, повышая оптовую цену топлива. Поэтому хозяева заправок стараются выйти на договоры с другими нефтяными компаниями, чтобы получить нефтепродукты по лучшей цене. В результате конкуренция очень часто принимает крайне острые формы. "ЮКОС" на тропе войны В Центральной части России полным ходом идут ценовые войны. Их инициатором выступил "ЮКОС". Дело в том, что ранее компания Михаила Ходорковского практически не обращала внимания на свои сбытовые предприятия. Поэтому в его регионах появились заправки под маркой Тюменской нефтяной компании, "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти". "ЮКОС" изначально получит сбыты Брянской (62 АЗС), Белгородской (140), Воронежской (120), Липецкой (55), Орловской (72) и Тамбовской (40) областей. Но уже сегодня ТНК имеет в этих областях сеть заправок, работающих по договорам франчайзинга. В Брянской области в нее входит 19 АЗС, в Воронежской - 35, в Липецкой - 22, в Орловской - 11. Решила не отставать от тюменских нефтяников и "Славнефть", которая уже имеет 20 франчайзинговых АЗС в Воронежской области. "ЛУКОЙЛ" представлен в этих регионах небольшими сетями от одной до пяти АЗС. В начале этого года "ЮКОС" начал выдавливать конкурентов из "своих" регионов. Президент Воронежской топливной ассоциации Геннадий Боев говорит об этом так: "В нашей области действуют 360 АЗС. Из них 120 принадлежат "ЮКОСу", а остальные - мелким фирмам, часть из которых работает по франчайзингу со "Славнефтью" и ТНК. "ЮКОС" активно демпингует. Очевидно, это связано со стремлением компании вернуть себе контроль над внутренним рынком, который она утеряла. Теперь они держат такую цену на своих АЗС, что конкурировать с ними невозможно. Например, литр дизельного топлива у них в розницу стоит 3,9 руб., а ТНК предлагает нам покупать оптом по 4 руб. Ясно, что ни о какой конкуренции речи идти не может. Сначала мы не снижали цены, но это только привело к тому, что объем реализации через АЗС частников стал приближаться к нулю. А заправки "ЮКОСа" резко увеличили объем продаж". Проблема заключается еще и в том, что в Воронежской области действует закон о едином налоге на вмененный доход. Теперь каждый владелец АЗС платит 100 000 руб. в месяц вне зависимости от того, сколько топлива он смог продать.
Комментарии