С канистрой до Петербурга. Топливные проблемы России лучше всего видны из окна автомобиля

Большинство людей предпочитает перемещаться из Петербурга в Москву и в обратном направлении поездом. Гораздо реже - самолетом. Мы же решили проделать этот путь по давней традиции, начатой еще российской императрицей Екатериной Великой и продолженной писателем Александром Радищевым. Идея автопробега пришла не случайно. Достаточно взять автомобиль и выехать на оживленную трассу, как тщательно скрытые за блестящими декорациями центральных офисов российские проблемы сами собой выплывают на поверхность. Итак, 'Фокус' отправляется из Москвы в Питер, заправляясь бензином и внимательно приглядываясь к придорожным автозаправкам. В 9:30 по московскому времени наш микроавтобус выскочил на трассу Москва - Петербург. Мы проехали город Химки, который провожал нас привычной для этого времени суток пробкой и желтой вывеской IKEA 'Вы на правильном пути'. Посмотрим, насколько верным окажется этот тезис. Топливное место Новенькие автозаправки, большинство которых расположено на выезде из столицы по правой стороне Ленинградского шоссе, плотно осаждают дорогу. Ближе к Москве чуть ли не монопольное положение занимают АЗС 'ЛУКОЙЛа'. Эта компания пришла на трассу раньше других, поэтому смогла занять здесь самые лакомые места. Здесь и цена повыше, и желающих заполнить бак больше. И как бы случайно на этом фоне промелькнула одинокая станция 'Славнефти'. Чем дальше уезжаешь от Москвы, тем меньше встречаются фирменные лукойловские красно-белые цвета. Зато в огромном количестве появляются заправочные станции других крупных компаний - ТНК, 'Коруса' и 'Татнефти', изредка перемежающиеся с не очень презентабельными АЗС независимых продавцов топлива - 'Алан Z', Valenta, 'Валькирия', 'АРКойл', 'Нефтьторгсервис'. Промелькнула АЗС 'Парк Ойл', официально контролируемая британо-германской Oxoil, а неофициально - бывшим министром российских топлива и энергетики Юрием Шафраником. Судя по всему, эта станция работает по договору франчайзинга с компанией Вагита Алекперова, потому что сбоку красуется скромная табличка 'ЛУКОЙЛ'. Подъезжаем к Солнечногорску - бензин марки Аи-92 здесь дешевле по сравнению с Москвой на 7,5%. Въезд в город справа 'охраняют' АЗС 'Коруса', слева - 'Нефтьторгсервиса'. Контраст между новой станцией 'башкирского' и обшарпанной АЗС 'советского' типа независимого нефтетрейдера компенсируется низкой ценой топлива на последней - на 10 коп. дешевле. В городе заправочных станций вообще не видно, и после - тоже. Указатель показывает, что до Питера остается 630 км, до Твери - 100 км. Через долгий промежуток времени встречаем новую станцию 'ЛУКОЙЛа' перед поселком Смирновка. На выезде - контейнерную АЗС 'Эверест', напротив которой идет строительство новой станции. Похоже, что это снова 'ЛУКОЙЛ'. По дороге в Клин Клинский район сразу обратил на себя внимание - наш 'народный 'Вольксваген' затрясло на ухабах. Дорога местами ремонтируется. Владимир, наш водитель, говорит, что эта дорога еще очень даже ничего. Вот действительно плохая - в Самарской области, причем это сразу ощущается на границе с Башкирией. В Мордовии и Ульяновской области дороги - не очень, в Рязанской - уже лучше, а при подъезде к Москве - вообще на пять с плюсом. После таких слов невольно проникаешься уважением к московскому градоначальнику. И почему это так слабо ощущается в самой столице? По дороге к Клину встречаем новенькую станцию ТНК, большую, с мойкой, но абсолютно пустую. Возможно, потому, что она стоит справа. Чуть дальше АЗС 'Татнефти'. Она расположена слева - по дороге на Москву. Клиентов здесь хватает - самосвал Tatra, две фуры Mersedes и много легковушек. Но и цена 92-го здесь на 30 коп. ниже, чем у 'танкистов'. Дальше встречаем старую контейнерную, но со свежим внешним оформлением станцию 'Лидер'. На ней остановились три финские фуры, направлявшиеся в сторону Москвы, что вызвало у нас искреннее удивление. Неужели они предпочитают именно 'Лидера'? Цена та же, что и везде, внешний вид мрачноват, качество топлива - сомнительно. Нет, горячие финские водители просто узнавали, как им лучше проехать, но заправляться не стали. Позже на одной из заправок нам рассказали, что 'настоящие' финские парни занимаются перевозками в Европе, а в Россию попадают только те, что проштрафились. Нашему фотографу 'лидерцы' прозрачно намекнули, что он им несимпатичен, и мы двинулись дальше. В сторону Москвы одна за другой потянулись фуры. Продвинутый город На въезде в Клин наше внимание привлекла неплохая станция 'Транс АЗС-Клин', расположенная по левой стороне трассы. Cильно отличающаяся от всех других АЗС по дизайну, она располагается прямо на берегу небольшого водоема, что обычно не разрешается по экологическим соображениям. И цена топлива здесь оказалась на 10 коп. выше, чем в городе. В крупных компаниях говорят, что некоторые независимые компании имеют возможность нарушать установленные требования, если они тесно связаны, например, с местными администрациями. Возможно, это и есть тот самый случай. Впрочем, нам было некогда это выяснять. Реакция на нашего фотографа оказалась еще более бурной, чем на предыдущей заправке, - на улицу вышел чуть ли не весь персонал АЗС. Мы решили не испытывать судьбу и продолжили путь. Пока мы решали, кто же все-таки пойдет за 'Клинским', мимо нас пролетели ничем не выделяющиеся АЗС 'Нефто' и 'Татнефти'. Но заправка BP заставила нас снова остановиться. 'Островок цивилизации' был заполнен легковыми иномарками, несмотря на то что цена топлива отличалась от московских всего на 1 коп., а местные цены превышала аж на 69 коп. Глядя на АЗС и магазин сопутствующих товаров, мне почему-то сразу вспомнилась Рига (потом я понял почему). Натуральный кофе, свежие газеты, душистая выпечка и все остальное - от охлаждающей жидкости до пельменей. Женщина-охранник смотрелась тоже экзотически. Все это так нас впечатлило, что вместо 'Клинского' мы почему-то купили чешское Krusovice. Наверное, захотелось приобщиться к цивилизации. Но распивать алкогольные напитки за столиками охранница нам не разрешила, и мы вернулись на землю. Все равно остается непонятным, почему топливо на станциях BP такое дорогое, а народная тропа к ним и не думает зарастать. В Питере на АЗС Neste тоже зачастую возникают очереди. Во время нашего путешествия нам неоднократно говорили, что топливо иностранцы покупают у наших же нефтяных компаний, а потом добавляют какие-то свои 'волшебные' присадки, творящие с качеством топлива несусветные чудеса. Никто из нас, правда, с таким качеством почему-то не сталкивался, а московские водители зачастую хвалят, например, башкирский и рязанский бензин. До выезда из 'продвинутого' города мы пролетели независимые станции 'Нефтьторгсервиса', 'Нефто' и 'Влат Ойл', которые отличались лишь своим неприглядным видом. Правда, на одной из них были заметны следы идущей реконструкции. Дальше нам попалась пустая заправка 'Славнефти', расположившаяся по обе стороны дороги. Это называется 'седлать трассу'. Московская область закончилась. Город Купцов Раньше говорили 'Тверь - во все стороны дверь'. В области жили купцы, торговавшие 'со всем миром'. Как нам объяснили, здесь проходили торговые пути, а область 'кормила дорогу и за счет этого жила'. Нас областные окраины совсем не впечатлили, а до самого города еще оставалось 62 км. Первая встретившаяся нам на трассе АЗС принадлежала 'Тверьнефтепродукту' (ТНП), контролируемому 'Сургутнефтегазом'. Принято считать, что ТНП является в области чуть ли не монополистом. Однако у нас такого впечатления не создалось. Первая же заправка оказалась обшарпанной и пустой. Сначала вообще было непонятно, открыта она или нет. Подойдя вплотную к операторской, мы наконец заметили маленькую табличку: 'Нет электричества'. Грязные обтрепанные флаги ТНП, развивающиеся над АЗС, тоже о многом говорят, как и то, что навстречу нам никто из здания не вышел. Впрочем, другие заправки ТНП, стоящие вдоль дороги до Твери, в самом городе и на трассе до Новгородской области, находятся в не менее плачевном состоянии. Возможно, именно поэтому на нашего фотографа на станциях ТНП просто бросались, а на одной из них даже пообещали записать номер нашего автомобиля и передать службе безопасности. Образцово-показательная АЗС ТНП, расположенная очень удачно на развилке въезда в Тверь и дороги на Питер, не изменила нашего мнения о дочерней компании 'Сургутнефтегаза'. Сразу создалось впечатление, что она построена для галочки. Но больше всего мы были поражены главным офисом ТНП - это некий местный 'Газпром'. Глядя на него, и не подумаешь, что хозяин у офиса и увиденных нами АЗС один и тот же.
Комментарии
Конфереция