В настоящее время Биржа "Санкт-Петербург" ведет разработку новых инструментов срочного рынка, в частности поставочных контрактов на нефтепродукты, а также индексных контрактов: на предельную ставку таможенной пошлины при экспорте сырой нефти и на ставку налога на добычу нефти. Указанные инструменты могут быть интересны предприятиям-экспортерам для хеджирования от повышения расходов на оплату экспортной пошлины и налога на добычу нефти и газового конденсата. В случае успеха данный проект может стать одним из шагов на пути к большей "открытости" российской торговли нефтепродуктами. Подробней о ходе реализации проекта рассказывает заместитель генерального директора по товарному рынку Биржи "Санкт-Петербург" Эдуард Вайткус.
Корр. - Биржевая терминология не всегда понятна специалистам топливного рынка, не могли бы вы объяснить суть проекта без использования профессиональных биржевых терминов?
Э.В. - Суть нашего предложения заключается в следующем. 19 августа этого года вышло Распоряжение Правительства РФ N 1118-р "О доведении цен сорта нефти "Юралс" через официальные источники информации". По этому Постановлению Минэкономразвития обязано публиковать среднюю за каждый истекший месяц цену на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (проще говоря, на европейском рынке). Далее опубликованные цены используется как базовые при расчете налога на добычу и таможенной пошлины. Причем, анализ изменения ставок показывает, что рост средней цены нефти "Юралс" только на 1 доллар за баррель приводит к увеличению ставки налога на добычу в среднем на 1,35 доллара за тонну, а ставки вывозной таможенной пошлины на 1,3 доллара за тонну нефти. Например, за период с июня по сентябрь сего года ставка пошлины изменилась с 20,7 до 21,9 долларов за тонну, а с 01 октября она составит уже 26,2 доллара за тонну.
Биржа же со своей стороны предлагает нефтяным компаниям инструменты страхования рисков от повышения ставок пошлин и снижения издержек при уплате налога на добычу нефти. Все это можно делать посредством фьючерсных контрактов.
Корр. - Но для принятия подобной практики на вооружение нефтяным компаниям придется вести более открытую ценовую политику?
Э.В. - Что касается нефтяного рынка, то биржевого товарного рынка, в классическом его понимании, в этой сфере сегодня не существует. Однако и в целом по миру, непосредственно на биржевом товарном рынке на товарные операции приходится 2-5 % сделок, все остальное - фьючерсы. По нашим оценкам, предлагаемый фьючерсный рынок нефтепродуктов (его еще нет) в России потенциально жизнеспособен, не смотря на отечественную специфику. И если каким-либо образом отечественный нефтяной рынок можно "открыть", то только при помощи биржевых инструментов. Биржевой бизнес прозрачен по сути.
Корр. - Готовы ли поддержать ваш проект предполагаемые стороны торгов?
Э.В. - Мы провели ряд деловых встреч с представителями ведущих нефтяных компаний (Лукойл, Славнефть, Итера, РИТЕК-трейдинг и ряд других). Нас выслушали, проявили интерес, но дело в том, что в крупных организациях от принятия решений до конкретных действий проходит много времени. Ничего не решается сразу. поэтому ждем ответа. Поскольку основные бюджетные поступления идут из нефтяной отрасли, государство пытается выработать честные правила игры, при этом, не загубив отрасль. И в свете начинаний Правительства настороженность к биржевому рынку нефтяников преодолима. С другой стороны, компании-игроки на срочном рынке, на переговорах продемонстрировали весьма серьезную заинтересованность в проекте.
Корр. - А как вы сами оцениваете его перспективность?
Э.В. - Любой новый рынок преодолевает барьер недоверия. Начало работы покажет спрос, причем, любой рынок не начинается с рывка. Но уверяю, придут 1 - 2 нефтетрейдера, следом подтянутся и другие.
Корр. - И когда предполагается провести первые торги?
Э.В. - Хотелось бы успеть до конца этого года. У нас по большому счету уже почти все готово. Мы разработали технологию, позволяющую работать в двух электронных полях одновременно - на нашей площадке и на РТС. Есть "рвущиеся в бой" участники торгов, как в Москве, так и Петербурге (переговоры проведены с около 20 фирмами из числа лидирующих на срочном рынке). Продолжаются переговоры с потенциальными хеджерами, то есть компаниями, заинтересованными в страховании от неблагоприятного изменения цен на нефть в будущем.
Корр. - В настоящее время МАП России готовит проект Постановления Правительства о формировании внутреннего биржевого рынка нефтепродуктов. Проект будет внесен в Правительство в октябре 2002 года. Имеет ли проект МАП отношение к Вашему проекту?
Э.В. - Наш проект - это собственная разработка Биржи. Но, понимая экономическую важность проекта МАП для Государства, мы проводим переговоры с различными государственными и коммерческими организациями с целью формирования внутреннего биржевого рынка нефтепродуктов. Накопленный опыт и разработанные биржевые технологии, имеющиеся в арсенале нашей биржи, могли быть полезны и при реализации программы МАП. Использование разработанных и проверенных в практической работе биржевых инструментов позволило бы экономить значительные бюджетные средства, которые будут направлены государством на реализацию данной программы.
Беседовал Игорь Чубаха
Комментарии