Рост цен на автозаправках имеет объективные причины

Вектор подтягивания внутрироссийских цен на нефть к мировым влиял, влияет и будет влиять на сбытовую политику нефтяников, а значит, в конечном итоге и на цены на АЗС. Также следует учитывать один уже психологический эффект предполагаемого вступления в силу 1 января печально известного Закона 110, обещающего взвинтить розничные цены, по разным оценкам, до 17-30 рублей за литр. Понятно, что операторы против ценового скачка, а значит, поневоле избирают тактику ценового "выравнивания". Петербург же имеет характерную особенность реагировать на тенденцию роста бензиновых цен одним из первых. Оптовый рынок Сравнивая сентябрьские отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов по России с октябрьскими, сразу замечаешь следующее отличие. Если в сентябре по различным НПЗ цены колебались, кто-то повышал, а кто-то понижал, и единой тенденции не наблюдалось, то в октябре почти повсеместно происходит стабильный рост. Нефтеперерабатывающие заводы, поставляющие нефтепродукты на топливный рынок Санкт-Петербурга, за первую неделю сентября увеличили стоимость тонны различных марок бензина на 200-300 рублей. За следующую неделю цены выросли еще на 50-100 рублей. Справедливости ради следует отметить, что в некоторых регионах отделы сбыта НПЗ ведут себя не столь однозначно. В середине месяца неожиданно в Перми, Уфе, Салавате, Ачинске и Ангарске оптовые цены на бензины А-92/93 снизились на 100-150 рублей за тонну (только на эту позицию). Но, во-первых, перечисленные НПЗ совершенно не влияют на ценовую картину в Петербурге. И, во-вторых, эти же НПЗ на предыдущей неделе поднимали цены не по одной, а по всем позициям на 100-300 рублей. Так что их маневр можно расценивать как вынужденную временную меру, некоторое послабление. И не приходится сомневаться, что и эти заводы опять "подтянут" цену в ближайшее время. Иначе говоря, основания утверждать, что августо-сентябрьские ценовые колебания закончились, и начался плавный рост бензиновых цен по всем позициям, реальны. Розничный рынок По оценкам Госкомстата за первую неделю октября в среднем по России розничные цены на автомобильные бензины повысились всего на 0,2%. Это даже ниже общего индекса потребительских цен, за тот же период составившего 0,6%. Но с точки зрения ценовых изменений розничный рынок обычно "опаздывает" по сравнению с оптовым на одну-три недели (пока не будут реализованы приобретенные по прежним ценам запасы). И, кроме того, традиционно в России ежегодно индекс розничных цен на бензин сначала отстает от общего индекса потребительских цен, но к концу года его обгоняет. И опять следует отметить, что Петербург выделяется на общем фоне. По тем же данным Госкомстата, за указанную неделю в Санкт-Петербурге бензин марок А-76/80 стал дороже на 1,2%. По следующим неделям данные пока не проанализированы, но есть все основания предполагать, что картина повторится. На АЗС одних петербургских компаний цены пока не повышались, на других АЗС цены растут поступательно - на 20-30 копеек в неделю. "Инертность" пока не повышающих цены АЗС, владельцами которых являются нефтяные компании, может объясняться умышленной демпинговой политикой. В периоды роста цен всегда есть соблазн удерживать отпускную цену на прежнем уровне настолько долго, насколько позволяют резервы, увеличивая, таким образом, общий оборот и "оттягивая" клиентов соседних АЗС. А резервы у нефтяных компаний есть. Для региональных подразделений отдельных нефтяных компаний "ценники на столбах" не имеют абсолютно никакого значения, главное для них выполнить "литровый" план головной компании. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что в периоды роста цен "под шумок" активизируются продавцы некачественного топлива. Это свойственно, в основном, для мелких компаний. Игорь Чубаха
Комментарии