Со следующего года стоимость бензина может вырасти на 10-12%, то есть почти на рубль. Производители обвиняют в повышении новые акцизы, которые планируется ввести с 1 января, и изменение порядка их взимания. Налоговики же считают, что рост акцизов на цену не повлияет, а бензин будет дорожать из-за экспортных пошлин и конкуренции между участниками рынка.
Сейчас ситуация с ценами на бензин считается стабильной. Как сказал "Известиям" исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко, такой она должна остаться до конца года. "Обычно в октябре-ноябре-декабре спрос уменьшается, поэтому до конца года цена будет немного (по 1-2 копейки в неделю) колебаться в сторону снижения", - говорит он. По данным РТС, в среднем по России бензин марки АИ-80 стоит сейчас
7,52 рубля за литр, АИ-92 - 9,75 рубля, АИ-95 - 10,93 рубля. В Москве цены чуть повыше (кроме АИ-95, который стоит 10,82 рубля).
Нарушиться это спокойствие может в начале следующего года. Производители ожидают нового бума бензиновых цен из-за повышения акцизов на нефтепродукты. Однако в Министерстве по налогам и сборам с этим категорически не согласны.
В четверг руководитель департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева заявила, что основные причины подорожания "народного" продукта - "конкурентная борьба крупных нефтяных компаний с независимыми участниками рынка", а также - реформирование системы экспортных пошлин на нефтепродукты (они в 2003 году будут составлять 90% от таможенной пошлины на сырую нефть). По мнению г-жи Карасевой, это повлечет за собой увеличение экспорта российской нефти и "подтягивание" розничных цен на внутреннем рынке к мировым.
По словам Григория Сергиенко из РТС, накануне налоговики обращались к нему за консультацией о влиянии на бензин экспортных пошлин. Он объяснил, что правительство использует этот механизм для регулирования наполняемости рынка и предотвращения роста привлекательности экспорта. Эта мера "влияет на цену очень опосредованно, тем более что с 1 октября пошлина была повышена в качестве превентивной меры, чтобы в условиях роста цен на
нефтепродукты не было соблазна увеличить экспорт и оголить рынок", - говорит г-н Сергиенко. Кстати, история регулирования рынка с помощью вывозных пошлин показывает, что при низкой ставке цены на нефтепродукты на внутреннем рынке росли, а при высокой, напротив, падали. Что касается довода о конкурентной войне, то при таких условиях цены снижаются, а растут лишь в случае монопольного сговора.
В РТС настаивают, что бензин подорожает именно из-за роста акцизов. "На 45% увеличится сам акциз, а нефтяники частично переложат этот груз на розницу", - поясняет Григорий Сергиенко. По его словам, в конечном итоге стоимость бензина в рознице может вырасти на 10-12%.
По мнению представителей МНС, обращать внимание надо на долю акциза в розничной цене на бензин. При повышении цен с начала года эта доля увеличится незначительно. Министерство приводит следующие доводы: при старом акцизе (2072 руб. за тонну бензина с октановым числом 92) и средней стоимости тонны около 8 тысяч руб. доля акциза составляла 25% от отпускной цены. С нового года эта доля, по словам мытарей, вырастет до 28,5%. Если
тонна бензина будет стоить 10,5 тыс. руб., то акциз останется 3000 руб. за тонну.
С нового года по инициативе законодателей налоговое бремя будет перенесено непосредственно с производства на реализацию. Изменение порядка взимания акциза, по мнению налоговиков, не должно повлиять на стоимость бензина - оно не изменит объемов налоговых изъятий. В РТС считают, что "рынок будет взбудоражен, некоторые компании вообще не смогут работать при таких условиях и будет искать пути, чтобы выжить. Пока новая система
отношений будет отлаживаться, может произойти еще один скачок цен".
Справка "Известий"
Предыдущее повышение акцизов на бензин произошло в начале 2001 года - ставка выросла с 455 до 1512 рублей за тонну низкооктанового (с октановым числом ниже 80) бензина и с 585 руб. до 2072 руб. за тонну высокооктанового бензина. Повышение, которое должно произойти в наступающем году - до 2190 руб. за тонну низкооктанового и 3000 руб. высокооктанового бензина, было предложено правительством еще в 2000 году для компенсации отмены
оборотного налога. Однако депутаты пошли на постепенное увеличение ставки акциза. При этом повышение цен произошло гораздо раньше, чем новые ставки акцизы были введены в действие - со средней цены 6,85 руб. за литр в начале 2000 года до 8,19 руб. к концу 2000 года (по данным Госкомстата). В течение 2001 года розничные цены практически не менялись. Зато в начале 2002-го рост продолжился и с начала года составил 25% - до средней цены 10
рублей и более.
Комментарии