Открытое письмо в редакцию газеты "Известия"

11 октября в газете "Известия" была опубликована статья "Разливанное горе", в которой речь шла об экологических проблемах, вызванных участившимися разливами нефтепродуктов в порту Санкт-Петербурга. В качестве основной причины, грозящей городу экологической катастрофой, автор называет интенсивный рост числа и масштабов деятельности "серых" бункеровочных компаний. Проблема, поднятая в "Известиях" очень актуальна. Ситуация в порту сложная и усугубляется с каждым днем. Опасность заключается еще и в том, что в настоящее время созданы объективные предпосылки для процветания "серых" бункеровщиков, которые осуществляют перевалку топлива вне стационарных мощностей, предназначенных для этой цели. Заправка судов топливом (бункеровка) - важнейшая составляющая сервиса в любом порту мира. Это очень сложный вид бизнеса, совокупность многих технологических операций: прием нефтепродуктов по железной дороге, перегрузка их в резервуары нефтепродуктохранилищ, смешение (блендирование), погрузка готового продукта на танкер-бункеровщик, его транспортировка до конечного потребителя и заправка судна-покупателя. Каждая из этих фаз потенциально опасна, поскольку бункеровка проводится на воде, при различных погодных условиях, в условиях интенсивного движения судов и т.д. Однако следует понимать, что все описанные приемы стандартны, они постоянно применяются во всех без исключения портах, причем интенсивность производственной деятельности, например, в морских и речных акваториях Западной Европы гораздо выше, чем в Петербурге. В то же время, разливов происходит гораздо меньше, а их последствия быстро нейтрализуются. При этом российские нормы безопасности являются гораздо более жесткими, чем западные. Из всего вышесказанного следует один вывод - операции с нефтепродуктами на воде могут и должным быть безопасными для человека и окружающей среды, вопрос заключается только в надлежащем контроле за соблюдением соответствующих норм и правил. Перегрузка нефтепродуктов с берега на воду безопасно может быть выполнена только там, где есть стационарные хранилища нефтепродуктов. В порту Санкт-Петербурга - это Петербургский Нефтяной Терминал и нефтехранилища, расположенные на Канонерском и Балтийском заводах. До февраля 2002 года бункеровка была строго лицензируемым видом деятельности, что давала возможность соответствующим государственным структурам успешно контролировать деятельность участников рынка. Однако, с февраля текущего года лицензирование было отменено и именно тогда в порту появились "серые" бункеровщики. Это компании-однодневки, которые не имеют необходимого опыта. Они арендуют суда и причалы на короткое время, не затрудняя себя организацией процедур безопасности и соответствующими расходами. Именно они организуют перевалку с автомобилей на танкеры на десятках не предназначенных для этой цели, не сертифицированных причалах, которые иногда не обеспечиваются даже должной охраной (В этом году были случаи, когда в качестве причины разлива назывались преступные действия неизвестных лиц). В таких условиях практически неизбежно возникают чрезвычайные ситуации. "Серым" бункеровщикам ничто не мешает быстро самоликвидироваться и исчезнуть, оставив заботу о последствиях аварий на плечах портовых служб и государства. С сентября этого года правительство (Постановление N 637 от 28.08.02) ввело в действие новое положение о лицензировании деятельности по реализации нефти и нефтепродуктов, в котором среди прочих способов, после АЗС и топливозаправочных пунктов для авиационной техники упоминается и бункеровка. В новом положении упор сделан на контроль за финансовой дисциплиной и очень скупо регламентируются требования экологической безопасности. Однако на наш взгляд, экология и безопасность должны быть в числе первых приоритетов, в противном случае разливы нефтепродуктов в порту будут продолжаться, а их число увеличиваться. Контроль государства должен быть не только постоянным, строгим, но еще и последовательным. Сегодняшняя ситуация во многом противоречива. Например, на этапе проектирования и строительства комплексов по перевалке и хранению нефтепродуктов инвестор вынужден подчиниться чрезвычайно жестким требованиям экологической, технологической, пожарной и пр. безопасности, на что уходит примерно треть бюджета объекта. Стационарные мощности полностью прозрачны для контролирующих структур. В то же время упрощенная схема перевалки нефтепродуктов с причала на танкер позволяет работать без всякого фактического контроля. Крупные бункеровочные компании, которые работают в порту Санкт-Петербурга по много лет и дорожат своей репутацией, считают необходимым обратить внимание правительства и городской Администрации на перечисленные противоречия. Деятельность по перевалке топлива необходимо регулировать в соответствии с четкими критериями, главными из которых должны стать наличие стационарных мощностей, соответствующих пожарным, экологическим, гигиеническим и иным требованиям. Надо отметить, что подобная ситуация уже возникала и была успешно разрешена. Речь идет о розничной продаже автомобильного топлива. Еще совсем недавно функционировали сотни сверхприбыльных контейнерных АЗС и бензозаправщиков, которые торговали некачественным топливом и создавали угрозу экологической безопасности города. Активная и последовательная реакция властей позволило быстро покончить с этой проблемой. Мы выражаем надежду на то, что вмешательство Администрации Санкт-Петербурга, Министерства транспорта и других контролирующих структур будет своевременным и позволит исправить сложившуюся негативную ситуацию, восстановив уровень безопасности работы с нефтепродуктами услуг в нашем порту. Балтийская Бункерная Компания "ЛУКойл-Нева" ОАО "ЭКО Феникс Холдинг"
Комментарии