Конфереция

Постом по баку

КРУПНЫЕ ПОСРЕДНИКИ НАЧАЛИ ДЕЛАТЬ ЗАПАСЫ, И НА ОПТОВОМ РЫНКЕ УЖЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ВОЗРОСШИЙ СПРОС НА БЕНЗИН И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО. По словам заместителя начальника управления транспорта и связи правительства Москвы В.Антифеева, цены на бензин с января 2003 года вырастут как минимум на 15-20%. Виной этому - изменения в налоговом законодательстве, касающиеся размера и порядка взимания акциза. Помимо общего увеличения на 44% ставок акцизов с нефтепродуктов (их будут брать не с НПЗ, а с АЗС), новой редакцией Налогового кодекса вводится беспрецедентный порядок их исчисления и уплаты. Антифеев полагает, что это приведет не только к росту цен. Произойдет значительное увеличение объема продаж поддельного топлива, нелегально изготавливаемого из прямогонного бензина, который акцизом не облагается. Новый закон ругают и в Российском топливном союзе (РТС). Так, член совета директоров РТС Е.Аркуша полагает, что новый закон об акцизах разрушает сложившуюся систему нефтепродуктообеспечения и "принят в интересах крупных нефтяных компаний, стремящихся разорить представителей малого и среднего бизнеса". Выступая на коллегии Министерства по антимонопольной политике (МАП), глава Топливного союза С.Борисов утверждал, что введение с 1 января будущего года новой системы взимания акцизов приведет к массовому закрытию мелких и средних АЗС и скупке их крупными нефтяными компаниями. "Пока же в России все наоборот: 65% розничной торговли бензином контролируется независимыми торговцами и только 20% - крупными нефтяными компаниями. Если эта поправка к Налоговому кодексу вступит в силу, то все мы в один день окажемся в вотчинах различных нефтяных компаний", - считает Борисов. Он предлагает дополнить закон о конкуренции новой нормой с региональным уклоном, предусматривающей ограничение сферы деятельности крупных компаний 35% рынка в каждом регионе, а не только в масштабах всей страны. Более того, на днях руководство РТС направило письмо президенту В.Путину с этими предложениями и критикой вступающего в начале года в силу закона. Вообще-то руководство РТС поддерживает изменения системы налогообложения операций с нефтепродуктами и перенос уплаты акциза на нефтепродукты из сферы производства в сферу потребления. Но ряд положений закона создает, по мнению специалистов, предпосылки для монополизации топливного рынка большинства регионов и вызовет неоправданный рост цен на ГСМ. Новым законодательством предполагается создание постоянно действующих налоговых постов у каждой АЗС. Это приведет к росту административных издержек. На самом деле, как можно установить налоговые посты на 30 тысячах АЗС? Где взять столько налоговых агентов? А есть еще тысячи нефтехранилищ, фирм-посредников и так далее. Поэтому и не будет обеспечена ожидаемая собираемость акциза. Главный аргумент сторонников изменений - улучшение собираемости налогов - не выдерживает элементарной критики. В прошлом году с 28 НПЗ удалось собрать лишь 66% налогов от плана. Интересно, какой процент налогов удастся собрать с 30 тысяч АЗС? Проблема еще в том, что продавцы бензина должны иметь специальные свидетельства, выдаваемые налоговыми органами. В МНС эти свидетельства называют "документом, дающим право на вычет акциза". Но, чтобы его получить, необходимо быть собственником нефтебазы, нефтеперерабатывающего оборудования, оборудования АЗС. Арендаторы в таком случае могут остаться без работы: тот, кто не получит свидетельство, будет вне рынка. Оптовики-арендаторы, естественно, смогут покупать бензин, но им придется платить акциз сразу, полагают в РТС. И делают вывод, что в этом и есть экономический смысл закона, дающий преференции крупным нефтяным компаниям. Перенос взимания акцизов с НПЗ на бензоколонки объективно усложняет задачу налоговиков, поэтому аргументы МНС, требующего мер по контролю рынка и ликвидации фирм-однодневок, пока уступают аргументам РТС "в пользу либерализации".
Комментарии