КРУПНЫЕ ПОСРЕДНИКИ НАЧАЛИ ДЕЛАТЬ ЗАПАСЫ, И НА ОПТОВОМ РЫНКЕ УЖЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ВОЗРОСШИЙ СПРОС НА БЕНЗИН И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО.
По словам заместителя начальника управления транспорта и связи
правительства Москвы В.Антифеева, цены на бензин с января 2003 года
вырастут как минимум на 15-20%. Виной этому - изменения в налоговом
законодательстве, касающиеся размера и порядка взимания акциза. Помимо
общего увеличения на 44% ставок акцизов с нефтепродуктов (их будут
брать не с НПЗ, а с АЗС), новой редакцией Налогового кодекса вводится
беспрецедентный порядок их исчисления и уплаты. Антифеев полагает, что
это приведет не только к росту цен. Произойдет значительное увеличение
объема продаж поддельного топлива, нелегально изготавливаемого из
прямогонного бензина, который акцизом не облагается.
Новый закон ругают и в Российском топливном союзе (РТС). Так,
член совета директоров РТС Е.Аркуша полагает, что новый закон об
акцизах разрушает сложившуюся систему нефтепродуктообеспечения и
"принят в интересах крупных нефтяных компаний, стремящихся разорить
представителей малого и среднего бизнеса".
Выступая на коллегии Министерства по антимонопольной политике
(МАП), глава Топливного союза С.Борисов утверждал, что введение с 1
января будущего года новой системы взимания акцизов приведет к
массовому закрытию мелких и средних АЗС и скупке их крупными нефтяными
компаниями. "Пока же в России все наоборот: 65% розничной торговли
бензином контролируется независимыми торговцами и только 20% -
крупными нефтяными компаниями. Если эта поправка к Налоговому кодексу
вступит в силу, то все мы в один день окажемся в вотчинах различных
нефтяных компаний", - считает Борисов. Он предлагает дополнить закон о
конкуренции новой нормой с региональным уклоном, предусматривающей
ограничение сферы деятельности крупных компаний 35% рынка в каждом
регионе, а не только в масштабах всей страны.
Более того, на днях руководство РТС направило письмо президенту
В.Путину с этими предложениями и критикой вступающего в начале года в
силу закона.
Вообще-то руководство РТС поддерживает изменения системы
налогообложения операций с нефтепродуктами и перенос уплаты акциза на
нефтепродукты из сферы производства в сферу потребления. Но ряд
положений закона создает, по мнению специалистов, предпосылки для
монополизации топливного рынка большинства регионов и вызовет
неоправданный рост цен на ГСМ.
Новым законодательством предполагается создание постоянно
действующих налоговых постов у каждой АЗС. Это приведет к росту
административных издержек. На самом деле, как можно установить
налоговые посты на 30 тысячах АЗС? Где взять столько налоговых
агентов? А есть еще тысячи нефтехранилищ, фирм-посредников и так
далее. Поэтому и не будет обеспечена ожидаемая собираемость акциза.
Главный аргумент сторонников изменений - улучшение собираемости
налогов - не выдерживает элементарной критики. В прошлом году с 28 НПЗ
удалось собрать лишь 66% налогов от плана. Интересно, какой процент
налогов удастся собрать с 30 тысяч АЗС?
Проблема еще в том, что продавцы бензина должны иметь специальные
свидетельства, выдаваемые налоговыми органами. В МНС эти свидетельства
называют "документом, дающим право на вычет акциза". Но, чтобы его
получить, необходимо быть собственником нефтебазы,
нефтеперерабатывающего оборудования, оборудования АЗС. Арендаторы в
таком случае могут остаться без работы: тот, кто не получит
свидетельство, будет вне рынка. Оптовики-арендаторы, естественно,
смогут покупать бензин, но им придется платить акциз сразу, полагают в
РТС. И делают вывод, что в этом и есть экономический смысл закона,
дающий преференции крупным нефтяным компаниям.
Перенос взимания акцизов с НПЗ на бензоколонки объективно
усложняет задачу налоговиков, поэтому аргументы МНС, требующего мер по
контролю рынка и ликвидации фирм-однодневок, пока уступают аргументам
РТС "в пользу либерализации".
Комментарии