Суть дела. "Сибнефть" опять пытается захватить московский
рынок нефтепродуктов, сообщил Юрий Лужков. Наша позиция состоит в
том, чтобы не дать г-ну Абрамовичу сделать это, заявил столичный
мэр. Такое резкое выступление Лужкова произошло после того, как он
получил решение Оренбургского суда по иску одного из акционеров
Московского НПЗ о прекращении поставок сырья на него. И подозрения
пали, естественно, на негласного хозяина "Сибнефти", чукотского
губернатора Романа Абрамовича. Лужков уже поставил в известность
Михаила Касьянова и намерен обратиться даже в Совет безопасности.
В то же время опять поползли слухи о резком подорожании
бензина к 1 января 2003 г. Более оптимистичным оказалось мнение
вице-президента Московской топливной ассоциации (МТА) Евгения
Аркуши. По его прикидкам, рост розничных цен на бензин составит
"всего" 20%. Зато специалисты Нефтяного клуба Санкт-Петербурга
предрекают скачок цен аж на 70%. Так, стоимость 1 л Аи-92
увеличится с нынешних 10 руб. до 17 руб. Правда, произойдет это
лишь в Петербурге. В ближайшее время цена бензина возрастет здесь
до 12 руб., подорожают и другие марки моторного топлива. Эксперты
Нефтяного клуба связывают это обстоятельство с благоприятной
конъюнктурой мирового рынка. Кроме того, с наступлением холодов
топливные компании начали закупать зимнее дизтопливо, которое
дороже летнего. Общая же тенденция постепенного повышения цен
связана с вступлением в силу с 1 января нового порядка взимания
акцизов: производители, оптовики и розничные операторы стремятся
избежать резкого скачка цен в самом начале 2003 года.
История вопроса. По инициативе МНС с 1 января 2003 г. уплата
акцизов переносится с 28 НПЗ на 30 тыс. АЗС. Правда, платить
акцизы будут изначально все: и переработчики, и нефтебазы, и
бензоколонки. Затем каждый участник цепочки (кроме АЗС) может
рассчитывать на возврат денег, но лишь при условии, что он сможет
получить у конкретного покупателя его продукции счет-фактуру с
отметкой налоговых органов. По задумке налоговиков, такая схема
должна жестко связать все звенья цепочки.
МНС берет на себя обязательство проконтролировать возврат
акцизов в срок. Для чего намерено, в том числе, выставить на
каждой бензоколонке налоговый пост. А для этого необходимо найти
не только 60-90 тыс. дополнительных сотрудников, но и на каждой
АЗС - "отдельное помещение, оборудованное техническими средствами
для объективного контроля". Возникает масса вопросов: где найти
дополнительное помещение на рядовой АЗС (без мойки, мини-маркета и
тем более гостиницы), кто оплатит аренду этого помещения, если оно
найдется, какие отношения установятся между работником налоговой
службы и сотрудниками АЗС (скорее всего, неформальные).
Кроме лицензии на право заниматься торговлей нефтепродуктами,
участники топливного рынка должны будут с 1 января иметь также
налоговое свидетельство. А выдадут его только собственникам -
нефтебазы или АЗС. Такая новация "зачистит" рынок от посредников,
которые, по мысли налоговиков, лишь накручивали цену. Однако
новация одновременно уменьшит выбор для розничных операторов.
Кроме того, налоговые органы получат право отбирать свидетельства
за какие-либо прегрешения. В то время как лицензии можно лишить
лишь по суду. А прегрешением можно посчитать, например, выход из
строя счетчика на топливораздаточной колонке или самой колонки.
Кому это выгодно? Новация МНС может привести к существенному
переделу топливного розничного рынка. Раньше власти говорили о
возможности взимания единого налога на АЗС. Такую новацию
поддерживали и владельцы бензоколонок: речь могла идти об уровне в
30-40% от дохода. Однако депутаты Госдумы, внося изменения в
Налоговый кодекс по поводу единого налога для малого
предпринимательства, вычеркнули именно АЗС. Поэтому для них
остается прежняя схема: НДС, налог с продаж, налог с прибыли плюс
увеличенный акциз, а также немалые теневые сборы контролирующих
органов (милиционеры, пожарные, санитарные врачи, экологи).
В то же время Аркуша заявил "Времени МН": никто не знает, что
будет на самом деле на бензиновом рынке с 1 января. Новый порядок
взимания акцизов, по его мнению, настолько безграмотен
экономически и юридически, что даже про себя совладелец компании
"Гранд" не может сказать, как он будет работать в 2003 г. Половину
бензоколонок "Гранд" взял в аренду, получить на них налоговое
свидетельство компания не сможет, как и выплачивать по их обороту
акциз. А налоговые органы все равно будут выжимать этот акциз...
Все налоговые новации в итоге приведут к тому, что
независимым от крупных нефтяных компаний розничным операторам
придется уйти с бензинового рынка или же "интегрироваться под
первых". Собственно, эти налоговые новации лоббировали как раз
нефтяники. Без малого и среднего бизнеса рынок станет лихорадить в
случае конфликтов между монополистами. Например, очередные
"разборки" Московской нефтяной компании и "Сибнефти" на столичном
перерабатывающем заводе обернутся тогда настоящим дефицитом
бензина для московских автолюбителей. Чего нет сейчас, пока на
столичном бензиновом рынке работает 135 различных компаний.
Комментарии