Конфереция

Пятна под АЗС: Вахмистров игнорирует предписание ТУ МАП?

Поскольку в редакцию www.Au92.ru после публикации статьи "Целевка" в Петербурге бессмертна?" поступило и продолжает поступать большое число откликов, мы решили продолжить разговор по данной теме. Напомним нашим читателям, что речь идет о продолжающемся выделении ИТК (Комитет по строительству) участков под строительство различных объектов, в том числе и АЗС, целевым назначением не смотря на Предписание ТУ МАП по СПб, обязавшее городскую администрацию выделять участки только посредством тендеров. С начала действия Предписания Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 03/1947-23 от 26 апреля 2002 года Инвестиционно-тендерной комиссией ГУ "Управление инвестиций" без торгов (целевым назначением) для проведения проектно-изыскательских работ с целью возможности строительства АЗС было распределено 38 земельных участков. Напомним, что через торги было распределено лишь 7 таких земельных участков, то есть в пять раз меньше. На контроле ИТК в стадии подготовки комплекта инвестиционно-тендерной документации находится 347 земельный участок под строительство АЗС (и это не считая КАД). Хотя Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 июля 2001 года N 42 "О схеме размещения автозаправочных станций в Петербурге" предусмотрено строительство только 171 АЗС. Приведем конкретный пример. На пятачке, ограниченном Ленинским проспектом, проспектом Маршала Жукова и проспектом Стачек, к имеющимся 3 автозаправочным станциям Татнефть, Shell и Стэк, хотят добавить еще девять. В этом материале мы не будем подробно анализировать почему в городе нет никакой внятной политики в области строительства АЗС. Это тема отдельного разговора. Достаточно сказать, что, если на всех земельных участках будут построены заправки, по количеству АЗС в городе, мы догоним и перегоним Москву, хотя площадь Санкт-Петербурга почти в два раза меньше, а количества автотранспорта в три раза меньше, чем в Москве. Остановимся на другом моменте. Почему так происходит? Вышеназванное предписание ТУ МАП хотя и призывает "прекратить нарушение:", т.е. "предоставление земельных участков для строительства АЗС без проведения торгов и без публикации информации о всех предоставляемых земельных участках для строительства АЗС", но в основном апеллирует к Распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга N 283-р от 04.04.1997 г. Однако, разрешает распределение участков без проведения торгов отнюдь не 283-е, а Распоряжение мэра Санкт-Петербурга N 585-р от 03.07.1994 г., которое никто не отменял и, по сути, не изменял. В п. 1.2. Приложения к нему ("Положение о порядке предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях") четко сказано, что "Предоставление на инвестиционных условиях (продажа) Объектов или имущественных прав на них осуществляется на основе результатов инвестиционных торгов либо целевым назначением". То ли антимонопольщики не доглядели, то ли не хотели этого сделать, но Предписание было выполнено, как и говорил, Александр Вахмистров, формально. Был выпущен целый "каскад" распоряжений о том, как нужно торги проводить, какие участки попадают (кстати, их всего 33) на торги и другие, не меняющие суть - распределять участки можно без торгов. Что успешно и осуществляется. Но и 585 распоряжение - не априори. Есть еще федеральное законодательство, в частности, Земельный Кодекс (ЗК). Он предусматривает три формы предоставления земельных участков. Участки "без предварительного согласования мест размещения объектов" распределяются только на торгах, "с предварительным согласованием мест размещения объектов" - в аренду или бессрочное пользование. Второй способ для наших реалий не подходит принципиально, поскольку в соответствие со статьей 31 ЗК, орган государственной власти или орган местного самоуправления фактически должен провести все согласования сам, для чего у нашего Комитета по строительству (читай ГУ "Управление инвестиций") нет ни денег, ни желания. Остается способ "без предварительного согласования мест размещения объектов". В 4 статьи 30 ЗК, определяющим порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, говориться: "проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка". То есть, в принципе, без торгов земельные участки распределять можно, но только если имеется одна заявка на этот участок. Анализ распределенных ИТК "целевым" способом земельных участков показывает, что участков, на которых подана только одна заявка, нет. Следовательно, по ним должны быть торги. А их не было. Если обратиться ко всем судебным разбирательствам по поводу проведенных торгов, отсутствие подобной "практики" по "целевому" распределению участков и неясность целей завладения участками OOO "Первый городской центр антикризисного управления", создается впечатление, что срывы распределения участков через торги инициированы специально. Очень похоже, что это выгодно прежде всего : Комитету по строительству, который после первых торгов стал проводить через ИТК по 10-20 участков под строительство АЗС ежемесячно. К примеру, 20 августа через ИТК прошло сразу 10 (!) земельных участков для АЗС. Раньше такого "рвения" не наблюдалось. Отсутствие мотивации получения земельных участков операторами топливного рынка через торги, хотя все дружно приняли в них участие, связано с тем, что 100-200 тысяч долларов нужно выложить только за право аренды земельного участка для проведения изыскательских работ. Договор заключается на год. Далее никто не гарантирует, что компания, получившая участок на торгах, сможет на нем строить АЗС. А если и получит такое право, то должен будет заплатить еще такую же сумму за "инвестиционные условия". Таким образом, участок, "прошедший" торги, со всеми официальными и неофициальными согласованиями, будет стоить 250-500 тысяч долларов. А еще нужно строить станцию. В результате, готовая АЗС обойдется оператору не менее, чем в миллион долларов. Сейчас столько стоят только ультрасовременные АЗС нефтяных компаний и крупных топливных операторов. Но это проблемы "топливников". Хотите развивать бизнес - готовьте деньги. Таков порядок, хоть и спорный. Нонсенс, но оказывается, что эти деньги не нужны городу. А деньги не малые. При условии, что участок на торгах продавался бы за 100 тысяч долларов, и это минимум, по несложным подсчетам, за все распределенные после предписания ТУ МАП участки, город получил бы около 4 миллионов долларов. Сейчас же участок, подготовленный к ИТК на "целевку" можно купить за 50-70 тысяч долларов. Считайте сами: Мы пытались связаться с Александром Вахмистровым, однако ответ не получили. Заместитель начальника ТУ МАП Ирина Соколова нас заверила: "Если информация о целевом выделении подтвердится, будем возбуждать дело о неисполнении Предписания". Дело возбудить можно, только может быть поздно. Ведь объективно отбирать участки, полученные и разрабатываемые топливными операторами, никто не станет. Неминуемо последуют суды, суммы ущерба по которым значительно превысят доходы от проведения торгов. Кстати, как нам стало известно, в бюджет Санкт-Петербурга от проведения торгов пока поступило : 33 доллара США, по одному за участок. Но закон есть закон и его надо выполнять. Мы будем следить за данной темой. А в следующей статье рассмотрим вопрос: "Зачем Петербургу 347 автозаправочных станций"? Анатолий Игнатов
Комментарии