Мелкие и средние нефтетрейдеры запустили процедуру обжалования некоторых изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса, которые вступят в силу с 1 января 2003 года.
Эту категорию участников рынка не устраивает новый порядок взимания акцизов на нефтепродукты. Операторы из разных регионов прогнозируют рост бензина на топливо в случае вступления в силу дополнений до 20-26 рублей за литр.
Также операторы рассматривают возможность проведения акции протеста. Обо всем этом "ДП" стало известно после заседания совета Российского топливного союза, состоявшегося в среду, 9 октября.
Новый порядок взимания акцизов, по общему убеждению мелких нефтетрейдеров, выгоден вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), так как их АЗС повышение цен не коснется. Члены РТС подозревают, что таким образом будет создана предпосылка раздела розничного рынка между восьмью крупнейшими ВИНКами. Хотя РТС не скрывает, что новые изменения в Налоговом кодексе имеют "стратегически правильную направленность".
Послание Президенту
Все это изложено в письме, направленном на имя Президента Владимира Путина. Так как до вступления в силу новых механизмов осталось 2,5 месяца, нефтетрейдеры попросили Президента РФ рассмотреть подготовленные РТС поправки и подготовить законодательную инициативу в Госдуму для рассмотрения ее в первооочередном порядке.
По мнению Александра Жукова, председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы, беспокойство по поводу того, что с 1 января цены на топливо сильно поднимутся, есть. "Хотя, по расчетам Министерства экономики и Министерства по налогам, это произойти не должно, - заявил он 5 сентября на внеочередном заседании совета директоров РТС. - Эластичность этого закона не такая, что цена в 2 раза вырастет. Наши расчеты этого не подтверждают".
По данным РТС, в России малый и средний бизнес (на станциях которых и ожидается резкий скачок цен на бензин) владеет 70% розничного рынка торговли нефтепродуктами, ВИНКи контролируют на правах собственности лишь 30% АЗС. Кажущееся обилие фирменных станций нефтяных компаний объясняется франчайзинговыми договорами.
Посредников "зачищают"
РТС заявляет, что независимые операторы топливного рынка не возражают против переноса уплаты акциза на нефтепродукты с производителя (нефтеперерабатывающих заводов) на конечного продавца (АЗС).
Однако предусмотренная нововведениями схема, по мнению РТС, не может быть одобрена, тем более что она была принята без обсуждения с предпринимательскими объединениями. Так, Налоговый кодекс дополнен статьей, согласно которой все желающие работать на топливном рынке должны иметь свидетельство, выдаваемое налоговыми органами. Данное свидетельство выдается только собственникам мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов.
Поэтому контрагенты, не имеющие на 1 января 2003 года в собственности активов (НПЗ, нефтебаз, АЗС), а владеющие ими на основе договоров, фактически вытесняются из процесса реализации нефтепродуктов.
При реализации нефтепродуктов покупателю, не имеющему налогового свидетельства, акциз включается в стоимость сразу. Таким образом, уплачивает он его продавцу сразу, и в результате формируется неконкурентоспособная цена.
"В итоге оптовый сектор системы нефтепродуктообеспечения фактически "зачищается" от деятельности различных посредников, - говорится в одном из писем РТС. - А розничные операторы (владельцы АЗС) выводятся на прямой контакт со сбытовыми структурами присутствующих в регионе одной-двух нефтяных компаний.
Таким образом, розничная сфера лишается главного рыночного права - выбора поставщиков нефтепродуктов.
При отсутствии механизма ценообразования на основе открытого сопоставления спроса и предложения и свободного доступа розничных операторов к
ресурсам теперь безраздельно будет осуществляться ценовой диктат нефтяных компаний, в связи с чем независимые розничные операторы будут вытеснены с рынка экономическим путем".
Также, отмечают специалисты РТС, несовершенство закона оставляет ВИНКам возможность уплаты акцизов не по месту расположения АЗС, а в любом выбранном ими регионе, что может быть использовано для манипулирования денежными потоками в собственных интересах и крайне отрицательно скажется на гарантиях финансового наполнения дорожных фондов.
В случае если не удастся договориться с федеральной властью, РТС готовит иск в Конституционный суд, так как в союзе считают, что требование о регистрации в налоговых органах только собственников противоречит Конституции РФ.
Комментарии