Постановление Правительства N 135 от 11февраля 2002 года "О лицензировании основных видов деятельности" и дополняющее его Постановление N 637 от 28 августа "О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки" вывело вопросы лицензирования участников топливного рынка из сферы компетентности региональных Лицензионных палат. С 11 февраля лицензированием деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки ведает Министерство энергетики Российской Федерации. На Петербургском уровне Минэнерго представляет Нефтяная инспекция ГУ Петербургэнергонадзора (В.О. 10 линия 51 т.321-7324, 321-7364). И поскольку новый порядок лицензирования для большинства наших читателей далек от ясности, корреспондент www.au92.ru встретился с представителем ГУ Петербурггосэнергонадзор, руководителем Нефтяной инспекции Василием Смеречуком:
В.С. - Ранее выданные в законодательном порядке (то есть до 11.02.02) лицензии действительны до окончания срока действия. С 11 февраля вопрос перешел в нашу компетенцию. То есть, нефтетрейдер, у которого срок действия лицензии закончился, например, 12 февраля, обязан обращаться уже не в Лицензионную палату, а к нам.
Корр. - В Лицензионной палате СПб сообщили, что городской администрацией в Минэнерго направлено предложение, сохранить прежний порядок лицензирования. Возможно ли в связи с этим возвращение к прежнему порядку выдачи лицензий?
В.С. - Еще перед выходом Постановления N 637 Минэнерго разослало по регионам разъяснительное письмо, в котором четко обозначило, что отныне лицензирование участников топливного рынка относится исключительно к компетенции самого Минэнерго. Это сделано в соответствии с взятым Правительством РФ курсом, в рамках которого лицензированием должны заниматься профильные специалисты, прошедшие соответствующую аттестацию. И всяческие разговоры о том, что, дескать, у Минэнерго нет соответствующего штата в регионах, опыта в этих вопросах и т. д., не имеют под собой оснований. Есть подписанное председателем правительства Постановление, и есть структура, на которую возложены эти полномочия. Те операторы топливного рынка, которые работают с ГУ Петербурггосэнергонадзор уже три года, вряд ли могут на что-нибудь пожаловаться. Так что никаких проблем здесь я не вижу.
Корр. - Есть разговоры, что Нефтяная инспекция будет только выдавать лицензии, а контролировать торговлю будет Лицензионная Палата. Так ли это?
В.С. - Если признавать, что мы живем в правовом государстве, то давайте исходить из действующего законодательства, а не из слухов. Законодательством же определено, что лицензирование данных видов деятельности находится в компетенции Минэнерго. Если бы Минэнерго предполагало передоверять какие-либо свои функции кому-либо, это было бы озвучено юридически. Минэнерго же свои функции никому не перепоручал, и оснований для перепоручения не видит.
Корр. - И как теперь будет происходить процедура лицензирования?
В.С. - Список прилагаемых к заявлению о получении (продлении) лицензии документов перечислен в Приложениях. С этими документами оператор должен обратиться к нам. Мы проверяем их достоверность и далее на основании нашего заключения отправляем документы в Москву. Через положенный срок из Москвы приходит ответ, и если у оператора все в порядке, он получает лицензию.
Корр. - В новом Постановлении не определены минимальные объемы по транспортировке, производству и реализации нефтепродуктов. Тогда как в прежних (например, от 3 апреля 1996 года) не обязывались лицензироваться "объекты, которые имеют резервуары для хранения нефти и продуктов ее переработки суммарной емкостью менее 150 куб. метров". Значит ли это, что лицензированию подлежат и торговые организации, у которых нефтепродукты являются сопутствующим товаром?
В.С. - Нормы прежних документов не увязывались со здравым смыслом. Для производства контрафактной продукции не имеет значения, используется ли резервуар объемом 150 куб. метров или 4 куб. метра. Поэтому, лицензию должны получать все участники топливного рынка, не зависимо от объемов хранения, переработки и реализации нефтепродуктов. И если ранее реализуемая через АЗС продукция контролировалась, а через магазины продавалось, что бог на душу положит, то теперь ситуация изменится. Хочешь торговать - получи соответствующий документ.
Корр. - Получается, теперь все магазины розничной реализации и индивидуальные предприниматели на рынках, торгующих, например, маслом, должны получать лицензии. В связи с вовлечением в сферу действия нового закона большого числа представителей розничной торговли, возникает вопрос, не остановится ли торговля на рынках, и не останутся ли автомобилисты без масел к зимнему сезону?
В.С. - Содержащиеся в Постановлении лицензионные требования ни по техническим, ни по финансовым параметрам (заключение нефтяной инспекции - 2160 руб. получение лицензии - 1300 руб. для одной розничной торговой площадки - прим. www.Au92.ru), не являются непосильными для участников рынка. Их выполнение не требует серьезных издержек, и любой коммерсант, собирающийся вести с государством честную игру, способен их выполнить.
Корр. - Но в Постановлении обозначены и профессиональные требования к сотрудникам лицензируемых фирм. А это значит, что любая торговая точка будет вынуждена искать в штат не просто продавца (и так одна из самых востребованных и дефицитных профессий на рынке труда), а продавца со специальным образованием.
В.С. - Срок выдачи лицензии - 60 дней. За это время любой предприниматель способен обеспечить требуемую профессиональную подготовку своего штата. В Петербурге для этого достаточно вполне достойных образовательных учреждений.
Корр. - Ранее Лицензионная палата курировала вопросы профессионального обучения топливников, при этом основной площадкой выступала Санкт-Петербургская государственная инженерная академия. Что в данной сфере ожидается в дальнейшем?
В.С. - Наша точка зрения такова - профессиональная подготовка должна осуществляться на базе образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию. Выделение же из общего числа "приближенного" образовательного учреждения просто противозаконно. Какие-либо ограничительные меры для действующих в законном порядке образовательных учреждений с нашей стороны будут предприниматься лишь в том случае, если реальный уровень подготовки персонала будет не соответствовать действующим требованиям.
Корр. - Хватает ли у Вас штатных сотрудников для обеспечения контроля над торговлей?
В.С. - Конечно, хватает. Если не будет хватать, легко доберем. В Петербурге достаточное число профессионалов, имеющих отношение к топливному рынку.
Корр. - Какие санкции предусмотрены за торговлю без лицензии?
В.С. - Если до вступления в силу Постановлений к нам обращались коммерсанты с заявлением, что какие-либо контролирующие органы потребовали у них предъявления лицензии, то мы направляли в эти органы разъяснительные письма. В типовом нашем ответе сообщалось, что деятельность по реализации нефтепродуктов через розничную сеть лицензированию не подлежит. И если у коммерческой структуры в порядке прочие разрешительные документы, ее деятельность законна. Теперь же в подобных ответах мы будем разъяснять, что предприниматели нарушают действующее законодательство и должны нести за это ответственность. Кроме этого мы обладаем достаточными полномочиями в пределах Административного Кодекса, чтобы самостоятельно наказывать нарушителей. Ну, а в особых случаях, когда масштабы нарушений будут уже носить уголовный характер, мы можем сами инициировать обращение в правоохранительные органы.
Корр. - А как быть с теми, кто получил лицензию уже после 11 февраля в Лицензионной палате СПб?
В.С. - Львиная доля тех, кто получал лицензию после 11 февраля в Лицензионной палате, знали, на что шли. Их лицензия не действительна, и с юридической точки зрения в настоящий момент они работают без лицензии. И если не войдут в законные рамки, к ним будут применяться аналогичные санкции.
Корр. - Расскажите об уровне технической оснащенности Нефтяной инспекции. Есть ли у Вас передвижные экспресс лаборатории и т. п.?
В.С. - В нормативных документах, регламентирующих деятельность надзорных органов, нет указаний, что соответствующее оборудование должно у нас наличествовать в обязательном порядке. Кроме того, в России существует достаточно четкая система аккредитованных лабораторий, и мы всегда в праве обратиться в одну из них. Содержать же собственную подобную структуру, мы на сегодня не считаем целесообразным в финансовом плане. Ну, а экспресс методы контроля у нас есть.
Корр. - Основной проблемой на топливном рынке в области качества является поставка нефтепродуктов с нефтебаз и расходных складов воинских частей, "закрытых" промышленных предприятий и т.д. Будут ли они лицензироваться и если да, то, какие требования к ним будут предъявляться?
В.С. - Рядом с городом находится порядка восьми подобных воинских объектов. Объемы поступающих оттуда нефтепродуктов несопоставимы с объемами, поступающими из коммерческих источников. Тем не менее, все военные объекты под контролем. Они так же подлежат лицензированию, если предполагают работать с нефтепродуктами самостоятельно. Если же сдают производственные площади в аренду, получать лицензию должен арендатор.
Корр. - Планируете ли вы внести какие-либо коррективы, улучшающие деятельность по лицензированию, или пока будете действовать по старым методикам?
В.С. - Из новых нормативных актов, касающихся данного круга вопросов, ожидается лишь новый ГОСТ от Госстандарта в связи с тем, что в свете экологических требований старый ГОСТ по автобензинам от 77-го года не соответствует европейским нормам. Конкретно же по лицензированию вопрос закрыт.
Беседовал Игорь Чубаха
Комментарии