Новый порядок уплаты акцизов на бензин, вводимый в действие с 1 января 2003 г. , оказался сложным не только для независимых АЗС, но и для некоторых нефтяных компаний. Они собираются работать по старым правилам - тем более что закон это позволяет. При этом многие регионы могут лишиться "бензиновых" денег, обещанных правительством для компенсации отобранного у регионов последнего оборотного налога.
С 1 января уплата акцизов на бензин в соответствии с последними изменениями в Налоговом кодексе переносится с НПЗ на АЗС. Начисляться налог должен на каждом этапе продажи от завода до конечного потребителя, а уплачиваться - лишь на последнем. Предыдущие звенья цепи смогут зачесть налог, представив в инспекцию необходимую документацию. Предварительно всем им придется получить своеобразную фискальную лицензию - "свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами".
Но зачесть акциз на практике будет крайне проблематично, говорит партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Денис Щекин. Чтобы получить зачет, компания должна будет принести в налоговый орган договор купли-продажи, накладную и счета-фактуры, заверенные налоговой инспекцией покупателя бензина. "Для тебя [компании] это чужая инспекция, и никакого принудительного механизма, который заставил бы ее вовремя заверять документы, нет", - говорит Денис Щекин.
Юристы уже придумали, как выходить из ситуации. Можно, например, предусматривать в договоре купли-продажи бензина штрафные санкции за непредоставление документов, равные сумме акциза. Впрочем, у этой схемы есть недостатки: статья 333 ГК позволяет суду снизить размер штрафа, если он несоразмерен нарушению, говорит Щекин. Кроме того, с суммы штрафа придется заплатить налог на прибыль и НДС, т. е. налоговое бремя увеличится. Другой вариант - указывать в договоре цену с учетом акциза и возвращать покупателю ее часть в обмен на пакет документов. Можно также получать от покупателя бензина вексель под залог этого пакета. Правда, в случае получения денег по этому векселю все равно придется заплатить НДС и налог на прибыль.
Необходимость выходить из ситуации при помощи сложных схем не радует нефтяников. "Усложнение законодательства не очень способствует бизнес-процессам", - говорит пресс-секретарь "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов. Замруководителя пресс-службы группы "Альянс" Ольга Сергеева считает, что положение налогоплательщиков осложняется отсутствием каких-либо комментариев от МНС.
У нефтяников могут возникнуть осложнения и по другим причинам. Компании, продающие бензин фирмам без дополнительного фискального свидетельства, зачет не получат в любом случае. А свидетельства выдаются лишь тем, у кого в собственности есть мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов. "Сегодня в России огромное количество трейдеров, которые торгуют бумагами. Купили на заводе бумажку с лимитами, бумажку продали тому, кто реально торгует", - объясняет вице-президент НК "ЮКОС" Галина Антонова. Ужесточение фискальных правил может повредить и некоторым нефтяным компаниям. Например, ТНК, владеющая более 500 АЗС, запустила программу передачи региональных заправок в аренду и уже сдала порядка 45. По новому закону арендаторы не смогут получить свидетельства, а их поставщик поэтому не зачтет акциз. Правда, нефтяники не отчаиваются. Источник в ТНК сообщил "Ведомостям", что сейчас юристы рассматривают разные варианты выхода из ситуации, которых, по словам источника, "не один и не два".
Пролоббировавшие поправки в НК нефтяники готовы терпеть неудобства ради общей с правительством цели. "Это очень большая дополнительная нагрузка на компании, но мы согласны помогать правительству. Главный наш интерес - убрать с рынка левый бензин", - сказала "Ведомостям" Галина Антонова. По ее словам, нефтепродуктовый бизнес очень привлекателен для криминала. "Когда покупается полуфабрикат, а на колонке продается как полноценный продукт, весь этот товарооборот выпадает из-под налогообложения, а потребитель получает некачественный бензин", - говорит Антонова.
Еще одна проблема, которую собирались решить авторы поправок, - равномерное распределение налоговых доходов по территориям, ведь НПЗ в отличие от бензоколонок есть далеко не во всех регионах. В 2003 г. федеральный бюджет должен получить от АЗС 22,18 млрд руб. , а региональные - 55,451 млрд руб. Но не исключено, что многие регионы останутся ни с чем.
"Никто не запрещает компаниям не получать никаких новых свидетельств и работать по-старому, т. е. платить акциз на НПЗ", - говорит Денис Щекин. В этом случае каждая нефтяная компания будет сама решать, в каком регионе оставлять акциз, добавляет гендиректор московского подразделения крупной нефтяной компании.
В пресс-службе МНС "Ведомостям" подтвердили, что возможность работать по-старому существует. При этом чиновники убеждены, что и авансово-зачетная схема будет работать без сбоя. "По закону мы обязаны заверять документы в течение пяти дней", - сказал "Ведомостям" сотрудник пресс-службы.
Но участники рынка не доверяют словам фискалов. Президент Российского топливного союза Сергей Борисов, например, напоминает, что НДС по закону нужно возмещать в течение трех месяцев, а на практике получить можно только по суду.
Комментарии