Министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов обратился к премьер-министру России Михаилу Касьянову с письмом по поводу негативных последствий принятия ФЗN110

Министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов обратился к премьер-министру России Михаилу Касьянову с письмом по поводу негативных последствий принятия ФЗN110 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Мы публикуем полный текст письма. Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову. ИЮ/1641-пр от 25.09.2002. Уважаемый Михаил Михайлович! МАП России рассмотрел обращение президента Российского Топливного Союза С.Р. Борисова об изменениях в системе нефтепродуктообеспечения России после вступления в действие Федерального Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", в части установления нового порядка взимания акцизов и сообщает. Внесенные в 2002 году изменения и дополнения в налоговое законодательство могут привести к существенному ухудшению ситуации на рынках нефтепродуктов. 1. Так, статьей 179.1 Налогового Кодекса Российской Федерации, предусмотрено дополнительное требование для осуществления реализации нефтепродуктов, а именно наличие "свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами", для получения которого необходимо иметь в собственности соответствующие мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов. Результатом действия данной статьи может стать ограничение количества участников рынка нефтепродуктообеспечения и вытеснение с него оптовых и розничных трейдеров, эксплуатирующих мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов на условиях аренды, лизинга или иных договоров гражданско-правового характера. Органом осуществляющим выдачу указанных свидетельств является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. В тоже время в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации "отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". А пунктом 2 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что "юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом". Перечень и порядок лицензирования отдельных видов деятельности установлен Федеральным Законом Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Так в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" для осуществления таких видов деятельности, как "хранение нефти, газа и продуктов их переработки", "реализация нефти, газа и продуктов их переработки" требуется получение лицензии (специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю). Органом осуществляющим выдачу указанных лицензий является Минэнерго России. Пунктом 3 статьи 17 Федерального Закона Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в Федеральный Закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности". Также пунктом 1 статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не установлено Кодексом. А пунктом 2 статьи 11 определено только понятие "свидетельство о постановке на учет в налоговом органе". Ограничение круга лиц, которым выдаются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, противоречит статье 34 Конституции Российской Федерации в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а также пункту 3 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, в части недопущения установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами свои конституционных прав. Таким образом, представляется необоснованным и неправомерным включение в налоговое законодательство нормы о получении специального разрешения на совершение операций с нефтепродуктами. 2. В соответствии со статьей 179.1 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза являются лица осуществляющие следующие виды деятельности: производство нефтепродуктов, оптовую реализацию нефтепродуктов, оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, розничную реализацию нефтепродуктов. При этом объектом налогообложения является получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство. До введения статьи 179.1 налогоплательщиками акциза были лица, реализующие произведенные ими подакцизные товары: бензин автомобильный, дизельное топливо (уплата акциза производилась исходя из фактической реализации за истекший налоговый период). Вводимый механизм, который возможно имеет целью снижение издержек налогового администрирования, вместе с тем существенным образом ущемляет интересы налогоплательщиков. От участников рынка потребуется существенное увеличение оборотных средств, что в первую очередь, негативно скажется на финансовом состоянии независимых АЗС. В свою очередь это может привести к укреплению монопольного положения вертикально-интегрированных нефтяных компаний, экономически необоснованному ускорению концентрации на данном рынке и сокращению количества малых и средних независимых операторов. Это противоречит статье 34 Конституции Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, когда "при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога". Кроме этого, введенный порядок уплаты акциза может дать возможность вертикально-интегрированным нефтяным компаниям перераспределять налоговую нагрузку между своими обособленными подразделениями (статья 204 Налогового Кодекса Российской Федерации). Это может позволить крупным компаниям иметь экономический рычаг воздействия на местные власти, угрожать стабильности местных бюджетов. Хотя именно стабильность местных бюджетов была одной из целей внедрения новой системы акцизов. 3. Введение нулевой налоговой ставки на прямогонный бензин при одновременном увеличении ставок акциза на низко- и высокооктановые автомобильные бензины (пункт 1 статьи 193 Налогового Кодекса Российской Федерации) может усилить экономическую привлекательность изготовления суррогатных бензинов и реализации некачественного бензина. Это ведет к созданию конкурентных преимуществ недобросовестным участникам рынка нефтепродуктов, а также к ущемлению интересов потребителей. Реализация введенных изменений и дополнений в Налоговый Кодекс может привести к ущемлению прав независимых операторов, что является нарушением пункта 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается устанавливать налоги и сборы ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Перечисленные выше изменения и дополнения, внесенные в Налоговый Кодекс Российской Федерации противоречат Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной", а также могут иметь значительный негативный общественный резонанс, как это уже было в случае с введением единого социального налога и соответствующим возрастанием налоговой нагрузки на малый бизнес. Сообщаем, что ранее обсуждаемые поправки к Налоговому Кодексу Российской Федерации не направлялись в МАП России, хотя они имеют существенное значение для конкуренции и развития предпринимательства на рынках нефтепродуктов. В связи с изложенным, МАП России полагает целесообразным провести с привлечением заинтересованных сторон совещание в Правительстве Российской Федерации по данному вопросу с целью дополнительного обсуждения возможных последствий введенных изменений и дополнений в налоговое законодательство и по подготовке отдельных законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на развитие малого предпринимательства в сфере реализации нефтепродуктов. И.А. Южанов
Комментарии