Некоторые комментарии к Постановлению Правительства о лицензировании

28 августа Михаил Касьянов подписал Постановление Правительства N 637 "О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки". Непосредственным и самым важным результатом вступления Постановления в силу для топливного рынка Петербурга является то, что в ближайшее время новую лицензию вообще не получить. Нормативные подробности Новое Постановление отменяет ранее действовавшие Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 394 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года N 938), Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 266 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации автозаправочных станций" и Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 267 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей". К сфере топливного рынка в новом постановлении относятся Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, Положение о лицензировании деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки и Положение о лицензировании деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Идеологически новое Постановление готовилось для либеризации правовых отношений в топливной сфере, но на данный момент, как у участников рынка, так и у представителей власти больше вопросов к инициаторам законодательного акта, чем ответов. Главный минус Постановления Основную проблему для участников рынка ставят пункты под номером 3 новых Положений, в которых однозначно утверждается, что вопросы лицензирования относятся к компетенции Министерства Энергетики. И если ранее Министерство имело право "передать полномочия по лицензированию деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с ними", то в новых документах о передаче полномочий нет ни слова. С другой же стороны у Министерства нет в Петербурге ни представительства, ни достаточного кадрового потенциала для выполнения данных функций. То есть, при буквальном исполнении закона любому оператору придется отправляться за лицензией в Первопрестольную. Срок же выдачи лицензии нормативно увеличен с одного до двух месяцев. Пока действовали прежние законодательные акты, полномочия распределялись следующим образом. Хранение нефтепродуктов на крупных объектах, например нефтебазах, относилось к ведению Минэнерго, а лицензирование деятельности нефтетрейдеров относилось к компетенции Лицензионной палаты Санкт-Петербурга. Как сообщил руководитель информационно-аналитического управления палаты Игорь Федотов, городская администрация направила в Москву предложение сохранить прежний порядок лицензирования, но пока ответа нет. Похоже, Минэнерго вообще не торопится предпринимать какие-либо шаги в данной сфере. А значит, оператор, у которого сейчас закончилась прежняя лицензия или новый игрок (по Постановлению ранее выданные лицензии действительны до истечения срока действия) продлить ее в Петербурге не сможет. Более того, в новом Постановлении не определены минимальные объемы по транспортировке, производству и реализации нефтепродуктов. Тогда как в прежнем (от 3 апреля 1996 года) не обязывались лицензироваться "объекты, которые имеют резервуары для хранения нефти и продуктов ее переработки суммарной емкостью менее 150 куб. метров.". А это значит, что какому-нибудь чиновнику может придти в голову требовать получение лицензий, например, с торговых организаций, у которых нефтепродукты являются сопутствующим товаром. Допустим, с автосалонов. И вполне реально может произойти так, что многие продавцы будут вынуждены вывести подобную продукцию из ассортимента. Что изменилось Из менее проблемных точек нового Постановления, кроме увеличения срока выдачи лицензии до двух месяцев (ранее такое позволялось только в особо сложных случаях), следует назвать подчеркнутое ужесточение отношения к кадровому вопросу. Сравните различия в формулировках лицензионного требования, посвященного профпригодности персонала - соответственно прежняя и новая формулировки: "наличие специального образования не ниже среднетехнического у руководителя организации и его заместителей либо у индивидуального предпринимателя" и "наличие у лицензиата работников, имеющих специальное высшее или среднее профессиональное образование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, при условии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемой деятельности, а также специалистов, прошедших специальную подготовку в установленном порядке". Впрочем, подобную переподготовку Лицензионная палата требовала и ранее. Как сообщил Игорь Федотов, при этом основной площадкой выступала Санкт-Петербургская государственная инженерная академия. Просто теперь данное требование закреплено законодательно. Несколько изменился порядок оплаты услуг по выдаче лицензий. Если прежде стоимость привязывалась к МРОТу, то теперь она четко определена, причем в рублях, что при нынешней инфляции со стороны правительства несколько неосмотрительно. Увеличен с 3 до 5 лет базовый срок действия лицензии. И более четко прописан механизм проведения плановых и неплановых проверок. Указано, что проверка проводится лицензирующим органом "на основании распоряжения (приказа) его руководителя, в котором указываются: а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного осуществлять проверку; б) цели, задачи и предмет проверки; в) даты начала и окончания проверки." Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц. Плановая проверка проводится лицензирующим органом не чаще 1 раза в 2 года. Внеплановая же проверка должна проводиться лишь для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий. То есть, проверяемая компания теперь будет юридически более защищена от произвола проверяющего. Также плюсом для операторов топливного рынка можно назвать отмену процедуры регистрации уже имеющей лицензии компании при выходе на другие регионы. Как сообщил Игорь Федотов, по новому Положению достаточно просто поставить местную администрацию в известность. . "Постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637 "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ, ТРАНСПОРТИРОВКИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТИ, ГАЗА И ПРОДУКТОВ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ" опубликовано здесь. http://www.au92.ru/msg/20020828_cl3a15f.html
Комментарии