Серьезных конкурентов у западных сервисных фирм в России пока нет

В преддверии II Московского международного форума (30-31 октября) на вопросы нашего корреспондента Александра ЧЕРЕПАНОВА относительно работы сервисных компаний в России ответил президент сервисной компании 'ПетроАльянс' Александр ДЖАПАРИДЗЕ. Ниже мы приводим сокращенный вариант этого интервью: - Ваша компания начинает реализацию двух пилотных проектов - с 'ЛУКОЙЛом' и ТНК на условиях риска. Не смогли бы Вы подробнее рассказать об этих проектах? Какие еще формы сотрудничества с нефтегазодобывающими фирмами Вы можете предложить? - Оба упоминавшихся Вами проекта находятся пока на начальной стадии, и поэтому окончательные выводы делать рано. Если же говорить в целом о проектах на условиях риска, то существуют три их разновидности: 'ПетроАльянс' несет финансовую ответственность, если не достигнут заранее оговоренный результат (прирост дебита, сроки выполнения работ и т.п.), и, соответственно, получает определенный бонус при превышении запланированных показателей; 'ПетроАльянс' выполняет работы за свой счет и получает оплату в случае достижения определенного результата и бонус - в случае его превышения; 'ПетроАльянс' принимает долевое участие в финансировании работ с отсрочкой платежей на оговоренных условиях. Впрочем, сотрудничество c нефтяниками может принимать самые разные формы - начиная с обычных сервисных контрактов и заканчивая сложными проектами 'под ключ'. Все зависит от конкретно поставленной задачи. Например, мы все чаще и чаще имеем дело с комплексными проектами, где задачи формулируются не в виде набора мероприятий по отдельным скважинам, а выражаются в требованиях к конечному результату - увеличению добычи углеводородного сырья на конкретном участке. В такой ситуации в обязанности сервисной компании входят и выбор объектов, и подбор технологий, и непосредственное исполнение работ. - Такие известные сервисные гиганты, как Halliburton, Baker Hughes и другие, уже давно работают на российском рынке и стремятся расширять на нем свое участие. Какие 'контрмеры' смогут предпринять отечественные сервисные компании? - На мой взгляд, единственная 'контрмера' - повышение качества и эффективности выполняемых работ. Цена той или иной услуги не является определяющим фактором. Западные сервисные компании, присутствующие на нашем рынке, являются интегрированными, то есть предлагающими все необходимые виды услуг. В то же время практически все отечественные сервисные компании - узкоспециализированные, и это существенно ограничивает их возможности в сфере конкурентной борьбы. Ведь даже такие успешно работающие предприятия, как 'Катконефть' и 'Мекаминефть' (гидроразрыв пласта) или 'Тюменьнефтегеофизика' и 'Башнефтегеофизика' (сейсморазведка и каротаж), являются безусловными лидерами лишь в конкретных направлениях. Да и то на региональном уровне. Если же говорить в общеотраслевых масштабах, то серьезных конкурентов у западных фирм пока нет. Мне, как руководителю компании 'ПетроАльянс', приятно бывает выслушивать высказывания представителей западных сервисных компаний, считающих наше предприятие единственным для себя серьезным конкурентом в России. - Чрезмерная экспансия западных сервисных компаний на российский рынок может привести к тому, что добытая нефть 'перестанет быть российской'. Ведь доля сервисных услуг в себестоимости сырья составляет 40%: - Нет, нефть не перестанет быть российской, хотя бы в силу того, что заказчиками сервисных работ, независимо от того, кто их выполняет, являются российские нефтяные компании, которым принадлежат конечный продукт и доходы от его реализации. Правда, рост рыночной доли западных сервисных компаний, если не будет серьезной конкуренции с нашей стороны, может привести к определенной технологической зависимости от Запада. Но это проблема не только сервисных компаний, а всей отрасли, так как высокие технологии позволяют снижать себестоимость добычи нефти и, следовательно, непосредственно влияют на степень прибыльности и уровень капитализации. В то же время отечественные сервисные компании сегодня остро нуждаются в современном оборудовании - в частности, в геофизической аппаратуре, цементировочных агрегатах, установках по капитальному ремонту скважин. Российские же аналоги пока не очень конкурентоспособны. Один из путей выхода из такой ситуации - укрупнение сервисных компаний, 'дополнение' их структур собственными научными центрами или развитие сотрудничества с учебными и научно-исследовательскими институтами. Если говорить о 'ПетроАльянсе', то именно для решения этой задачи наша компания летом 2002 года подписала соглашение о сотрудничестве с РГУ нефти и газа имени Губкина, а также с целым рядом промышленных предприятий. Отметим, что сервисные компании с участием иностранного капитала появились в Советском Союзе уже в 1989 году. Что касается 'ПетроАльянса', то он до 1998 года тоже считался компанией с участием иностранного капитала.
Комментарии
Конфереция