Что такое нефть?
Нефть представляет собой сложную смесь углеводородов с содержанием небольшого количества других химических веществ, таких как соединения серы, азота и кислорода. Для того, чтобы можно было использовать различные компоненты смеси, их необходимо отделить друг от друга. Процесс разделения называется нефтепереработкой или нефтеперегонкой.
Нефти, добытые в разных частях света, и даже с разных глубин одного и того же месторождения, различаются по составу углеводородов и других компонентов. Именно поэтому нефти заметно отличаются друг от друга по внешнему виду и характеристикам - от светлых летучих жидкостей до густых темных масел, настолько вязких, что их с трудом удается выкачивать из пласта.
Что такое углеводороды?
Углеводороды различаются количеством атомов углерода в молекулах и типами соединения их с атомами водорода. В зависимости от молекулярной структуры углеводороды можно подразделить на соединения с неразветвленными цепями (прямые), с разветвленными и циклические. Существует два основных химических семейства углеводородов - предельные углеводороды, или парафины (по международной номенклатуре - алканы) и непредельные углеводороды, или олефины (по международной номенклатуре - алкены).
Разнообразие структур углеводородов позволяет синтезировать из них множество продуктов с совершенно разными свойствами. Углеводороды с легкими молекулами образуют топлива с хорошими потребительскими качествами. Так, самые маленькие молекулы имеет метан (CH4) - газ, используемый в газовых плитах для приготовления пищи, а также для обогрева помещений и при производстве электроэнергии. К жидким топливам относятся автомобильный бензин, дизельное и авиационное топлива, мазуты.
Молекулы углеводородов могут расщепляться на меньшие или соединяться, образуя более длинные молекулы. Можно менять их форму (тип соединения атомов) или модифицировать, присоединяя к ним другие атомы. Поэтому углеводороды являются очень полезным сырьем для производства других материалов. Даже плотные черные смолы (нефтяной асфальт), остающиеся после дистилляции, можно использовать. Они называются битумами и применяются в дорожных работах для пропитки щебеночных оснований дорожных покрытий, а также в кровельных работах.
Краткая история использования нефти
Когда вы сжигаете нефть или природный газ, извлекаемая химическая энергия, преобразуясь в тепловую, обогревает окружающую среду. Источник этой энергии - Солнце. Энергию солнечных лучей используют растения для получения сахара в процессе фотосинтеза, а также кислорода из углекислого газа и воды. Эта энергия сберегается в химических веществах, которые производят растения. Животные съедают растения, и тогда солнечная энергия переносится в их тела. Органические вещества, образовавшиеся после распада организмов растений и животных, живших на Земле миллионы лет назад, и явились источником ископаемых природных топливных материалов, которые мы сейчас используем.
По мнению ученых, все эти организмы, животные и растения, после смерти опускались на дно древних морей и заливов и покрывались слоями последующих отложений прежде, чем мог начаться процесс распада с доступом воздуха. Именно воздействие анаэробных бактерий на останки этих организмов и считается фактором, который положил начало образованию из них сырой нефти и природного газа.
Возможно, при этом происходили химические реакции между распадающимися органическими остатками и солями, которые содержались в окружающей их воде и слое грязи. Мы знаем, что состав нефти, найденной в разных точках земного шара, существенно различается. По-видимому, это объясняется разницей в реакциях, происходивших при образовании нефти или разными видами растений и животных, из организмов которых она формировалась.
По мере того, как останки живых организмов распадались, они покрывались все более толстым слоем отложений, поскольку моря расширялись и высыхали, и реки приносили в них грязь и песок. Все это происходило очень медленно, в течение миллионов лет. Постепенно из органических остатков начинали формироваться углеводороды, образовавшие нефть и газ, смешанные с частицами песка и ила. По мере того, как слой над органическими веществами увеличивался, возрастали и давление, и температура, под воздействием которых процесс ускорялся.
Важно понимать, что углеводороды не лежали под землей в виде озер нефти. Они были смешаны с водой и песком, которые постепенно просачивались сквозь пористые слои песчаников и известняков вместе с пузырьками газа. Часто смесь продвигалась сквозь породы под воздействием высокого давления. Нефть и газ просачивались в пустоты между частицами осадочных пород, как вода проходит в губку. Рано или поздно на пути нефти и газа попадался слой породы, сквозь который они не могли просочиться, - непроницаемой породы, не имевшей пор или трещин, - и таким образом, они оказывались в геологической "ловушке".
Пока шел процесс образования нефти, Земля тоже менялась. По мере охлаждения центра Земли, происходили движения массивов земной коры. Происходили разломы и соединения массивов, пласты породы сдвигались друг относительно друга, каменная соль под весом лежащих выше слоев проходила сквозь осадочные породы, содержащие нефть. Эти процессы формировали различные типы нефтяных геологических "ловушек".
В местах, где в непроницаемых породах были разломы, нефть и газ достигали поверхности земли. Когда это случалось, газ и наименее плотные компоненты нефти испарялись в атмосферу, оставляя на месте выхода углеводородов на поверхность смолообразные вещества с высокой плотностью. Именно так на поверхности земли образовывались целые озера битумов, которые находили люди. Битумы представляют собой липкие черные смолы. Иногда людям приходилось рыть котлованы, чтобы добыть битумы.
Как находят нефть?
Поиск подземных залежей нефти и газа в прибрежных зонах обычно начинается по результатам аэрофотосъемки и съемки со спутников. Это значительно сокращает время, затрачиваемое при поиске на поверхности земли. Фотографии очень тщательно изучаются с целью обнаружения геологической структуры возможного залегания нефти. Если та или иная территория признается перспективной, на нее посылаются геологические экспедиции, задача которых - получить более точные сведения о залегающих там породах.
Геологи и геофизики работают в тесном взаимодействии, используя множество различных методов. Все получаемые данные внимательно изучаются с применением компьютеров для численного анализа, прежде чем принимается решение о бурении скважин. Геологи собирают небольшие образцы горных пород. Иногда образцы породы выкапываются вручную, но как правило, при бурении извлекаются цилиндрические керны, из которых вырезаются и изучаются под микроскопом образцы. Такие исследования помогают понять происхождение изучаемых пород, их состав и структуру пластов, образуемых этими породами.
Геологи также исследуют физические и химические свойства горных пород и окаменелости, оставшиеся с ранних геологических эпох. Все эти данные становятся ключами для построения общего описания исследуемой территории. Геофизики дополняют информацию, полученную геологами, результатами изучения процессов, относящихся к физике Земли. Проводятся исследования магнитного поля, гравитационного поля и особенностей прохождения волнами изучаемых пластов.
Магнитометрами измеряют очень малые изменения напряженности магнитного поля Земли. Осадочные породы практически немагнитоактивны, в то время как вулканические породы обладают значительной магнитоактивностью. Влияние этих различий на напряженность магнитного поля позволяет вычислить по данным геологической магнитной съемки толщину осадочных пород, которые могут оказаться нефтенасыщенными.
Гравиметрами измеряют напряженность гравитационного поля Земли (силу тяжести). Она неодинакова в разных точках Земли из-за неоднородностей в плотностях горных пород. Вулканические породы имеют большую плотность, чем осадочные. Гранитный блок, залегающий вблизи поверхности земли, повышает напряженность гравитационного поля сильнее, чем тот же блок, расположенный на большей глубине, таким образом, по данным гравиметрической съемки можно получить больше информации о взаимном расположении слоев горных пород.
Применение сейсмических волн позволяет получить картину геологических структур, залегающих на большой глубине. Принцип заключается в следующем: с помощью ударов генерируют искусственные волновые скачки уплотнения и затем изучают, как они проходят земную кору. Волна - скачок уплотнения - проходит сквозь водную толщу и сталкивается с морским дном. Часть энергии волны отражается обратно, что регистрируется гидрофонами. Оставшаяся энергия позволяет волне продолжать движение до момента, когда она достигнет следующего слоя породы.
Промежуток времени между моментом выхода волны из источника и моментом регистрации ее гидрофоном позволяет вычислить пройденное расстояние - и, следовательно, толщину пластов горных пород. Значение амплитуды волны позволяет судить о плотности отражающей породы. Метод исследования, при котором применяются искусственно генерируемые ударные волны, называется сейсмической разведкой. Данные, полученные в ходе сейсморазведки, записываются компьютером и отображаются в виде совокупности линий, так называемой сейсмограммы.
Иногда исследования показывают, что изучаемая структура может содержать нефть или газ. В этом случае пробуривается поисковая или поисково-разведочная скважина. Очень немногие из поисковых скважин приводят к обнаружению нефти. Даже на территориях типа, например, Северного моря, где геологические структуры изучены очень хорошо, только в одной из восьми пробуренных скважин находят нефть или газ в количествах, достаточных для промышленной разработки.
Бурение - очень дорогостоящий вид работ, каждая скважина в среднем обходится в несколько миллионов долларов. Даже при использовании современных методов исследования вероятность обнаружить нефть или газ очень мала. Глубина большинства нефтяных скважин находится в диапазоне между 900 и 5 000 метров, хотя уже достигнута возможность бурить на 8 км от поверхности земли - с использованием квалифицированного персонала, мощного оборудования и прогрессивных технологий. Однако стоимость бурения может удваиваться и даже утраиваться в случаях глубокого подводного бурения, бурения в неблагоприятной среде с внешними воздействиями, а также бурения при высоких давлениях и температурах.
Горные породы пробуриваются с помощью вращающегося бурового долота, похожего на сверла, используемые для просверливания отверстий в дереве. Буровое долото присоединяется к буровой колонне - системе стальных труб, каждая из которых достигает приблизительно 9 м длиной. Над пробуриваемым в породе отверстием устанавливается буровая вышка, которая должна быть очень прочной, поскольку на нее подвешивается буровая колонна и долото.
Вес бурового долота составляет только малую долю общего веса буровой колонны. Допускаемое соотношение их веса может варьироваться в зависимости от пробуриваемой формации горных пород. Вышка также должна быть достаточно высокой, чтобы позволять добавлять к буровой колонне или отделять от нее составляющие ее трубы.
В процессе бурения для смазки и охлаждения оборудования используется специально составленный буровой раствор. Он поступает по трубам вниз, к буровому долоту, а затем возвращается на поверхность по затрубному пространству (пространству между трубами буровой колонны и стенками скважины), вынося обломки горных пород. Обломки используются геологами как образцы для определения типа пробуриваемых пород.
Использование тяжелого бурового раствора позволяет также предотвратить утечки нефти или газа в том случае, если скважина вскроет их запасы. Обычно газ или нефть находится в земле под высоким давлением. Чтобы избежать фонтанирования скважин, опасного и приводящего к большим потерям, на устье скважины устанавливается специальная система клапанов, так называемая фонтанная арматура ("елка"), контролирующая поток жидкости из скважины.
Как добывают нефть?
Открытие нового месторождения нефти - это только начало пути. Дальше новая команда экономистов, ученых и инженеров должна выработать решение - стоит ли начинать широкомасштабную промышленную эксплуатацию и если стоит, то какими методами.
Как только нефть или газ обнаружены, следует оценить величину их запасов в пласте, величину извлекаемых запасов, их качество и способ безопасной транспортировки этих углеводородов до нефтеперерабатывающей установки или терминала дальнего транспорта. Другими словами, нужно оценить, является ли находка экономически перспективной. Если это так, принимается решение бурить следующие скважины и устанавливать на них эксплуатационное оборудование.
Коэффициент нефтеотдачи месторождения - отношение запасов нефти, которые можно извлечь экономически выгодными способами, к оценке общего количества нефти, залегающей под землей, - варьируется достаточно широко. Двадцать лет тому назад считалось нормальным значение коэффициента нефтеотдачи около 30 процентов. Сегодня средняя величина коэффициента нефтеотдачи - около 45 процентов. Развитие технологий, по-видимому, приведет к дальнейшему росту этого показателя.
В подземных резервуарах - ловушках - находят сырую нефть. Обычно месторождения содержат также газ и воду, как правило, под высоким давлением. Это давление иногда оказывается достаточным для вытеснения нефти к необорудованной стенке скважины, поэтому избыточное давление может стать источником проблем.
На ранних этапах эксплуатации нефтяное месторождение может обслуживаться фонтанными ("самотечными") скважинами, однако по мере извлечения нефти пластовое давление падает, и приходится применять насосы для ее выкачивания. Альтернативой может стать повышение давления путем закачивания в пласт газа или воды на границах месторождения.
В других случаях сила пластового давления может быть недостаточной с самого начала эксплуатации, и уже сразу на забое скважины нужно устанавливать насосы. Жидкость, поступающая из скважины, обычно содержит нефть, газ и воду. Эта смесь нуждается в обработке для того, чтобы сырую нефть и газ можно было транспортировать по трубопроводу или в цистернах.
Сырая нефть - это природное вещество, состав которого не всегда одинаков. Даже нефти, добытые на одном месторождении, но извлекаемые с различных его глубин, могут существенно отличаться друг от друга составом и внешним видом. Это может быть и почти бесцветная жидкость, и высоковязкое вещество черного цвета, настолько тяжелое, что его с трудом удается выкачивать насосами при атмосферных температурах. В большинстве случаев, однако, сырая нефть представляет собой коричневую слабовязкую жидкость.
Задача извлечения нефти из пласта имеет всегда несколько решений. Применение тех или иных способов добычи и транспортировки обусловливается, в частности, местонахождением запасов нефти - найдены они на суше или под морским дном. Очевидный факт, что бурение нефтяных скважин в море для разработки подводных месторождений намного сложнее и дороже бурения на суше, и является одной из причин того, что большая часть используемой нами нефти добыта в прибрежной зоне.
Существует несколько различных типов морских платформ, применяемых в зависимости от имеющихся условий. Как правило, опоры платформы должны возвышаться над поверхностью моря, по крайней мере, на 30 метров, чтобы предохранить оборудование от воздействия больших волн. Для небольших залежей, обнаруженных в море, обычно оказывается экономически невыгодным устанавливать платформы. В некоторых случаях разработка ведется с плавающих или подводных эксплуатационных установок, управляемых на расстоянии.
В большинстве случаев нефтяные месторождения расположены на значительном расстоянии от мест, где нефть используется: в пустынях, на ледниках, в джунглях или далеко в море. Многокилометровые нефтепроводы или супертанкеры - или и то и другое - часто оказываются единственным средством доставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы, где ее перегоняют, получая нефтепродукты, готовые для использования.
Чтобы добраться до запасов на границах месторождения, скважины часто бурят под наклоном. Современные технологии позволяют бурить скважины вертикально вниз и затем горизонтально в стороны. Такой способ очень экономичен, поскольку он позволяет пробурить несколько скважин из одной точки и вести добычу нефти из тонких пропластков породы.
Как перерабатывают нефть?
Сырая нефть, или нефть-сырец, представляет собой сложную смесь углеводородов, состав которой может различаться в зависимости от места ее добычи. Углеводороды, входящие в состав нефти-сырца, закипают при различных температурах, зависящих от количества атомов углерода в молекуле и типа их соединения. Разница диапазонов температур кипения используется в процессе фракционного разделения углеводородов, содержащихся в сырой нефти.
В дистилляционной колонне поддерживается такое распределение температур, что самая низкая температура наверху колонны, поэтому пары углеводородов остывают по мере того, как поднимаются. Пары конденсируются на ректификационных тарелках, когда они достигают той части колонны, где температура ниже их точки кипения. Колпачки на ректификационных тарелках служат для осаждения поднимающихся по колонне паров углеводородов. Пока последние пары со дна колонны проходят сквозь отверстия на ректификационных тарелках, все более легкие углеводороды, еще содержащиеся в осевшем на колпачках конденсате, продолжают выкипать и подниматься вверх по колонне.
Снижение давления, под которым находится жидкость, снижает ее температуру кипения. Тяжелые остатки перегонки из дистилляционной колонны снова подвергаются дистилляции - вакуумной. При этом более тяжелые фракции можно отделить без применения высоких температур, под воздействием которых они могут разрушиться. Затем они направляются на крекинг-установку или используются для получения различных сортов смазочных материалов, или подмешиваются к промышленным топливам.
Наименование Длина углеродной цепи Диапазон кипения(oC) Нефтяные газы 1-4 <5 Бензино-лигроиновая фракция (нафта) 5-9 20-180 Автомобильный бензин 5-10 5-10 Керосин 10-16 180-260 Дизельное топливо 14-20 260-340 Смазочное масло 20-50 370-600 Мазуты 20-70 330 и более Остатки >70 не поддается дистилляцииБензино-лигроиновая фракция используется для производства множества нефтепродуктов. Нагревание фракции в отсутствии воздуха заставляет ее молекулы расщепляться на более короткие. Этот процесс называется термическим, или высокотемпературным крекингом, потому что в нем используется тепло. Некоторые углеводороды производятся путем расщепления больших молекул, содержащих двойные связи. Углеводороды с двойными углерод-углеродными связями называются алкенами. В процессе дистилляции сырой нефти получают различный выход разных фракций. Так, применения одной дистилляции недостаточно для того, чтобы обеспечить нужное количество такой фракции, как бензин. Однако, вместо того, чтобы перегонять через колонну большее количество сырой нефти, можно подвергнуть крекингу тяжелые фракции сырой нефти, содержащие углеводороды с более длинными молекулами. Процесс, в ходе которого длинные молекулы углеводородов расщепляются в присутствии катализатора на короткие при низких температурах, называется каталитическим крекингом. В результате образуются полезные нефтепродукты с короткими молекулами. Каталитический крекинг, главным образом, применяется для получения из имеющихся в избытке мазутов бензина и дизельного топлива, которых в противном случае было бы недостаточно. Этан - это углеводород с двойной углерод-углеродной связью в молекулярной структуре, используемый для производства полиэтилена и множества других продуктов, таких как химикаты для сельского хозяйства, моющие средства, синтетические волокна и ткани, растворители и краски, косметические средства, медикаменты и т.д. Другим продуктом этой реакции является алкан, называемый октаном, который используется в бензинах. Катализатор в ходе каталитического крекинга покрывается слоем углерода. Это снижает эффективность его воздействия, поэтому его приходится изымать и нагревать примерно до 700 C для выжигания углерода. Молекулярная структура бензино-лигроиновой фракции меняется при нагревании до 500 C в присутствии водорода и платинового катализатора. Образующиеся молекулы смешиваются с другими углеводородами для получения бензина. После преобразования молекулярной структуры повышается октановое число топлива, вследствие чего оно лучше сгорает в автомобильном двигателе. Сырая нефть часто содержит серные соединения. Если они входят в состав топлива, то при его сгорании происходят загрязняющие выбросы в атмосферу. Это происходит вследствие того, что сера, вступая в соединение с кислородом, образует диоксид серы, или сернистый ангидрид. Этот газ растворяется в воде, повышая ее кислотность. Именно этот процесс является основной причиной кислотных дождей, губительных для живой природы, поскольку они приводят к кислованию озер и почв. Для очищения продуктов сгорания и удаления примесей серы фракции углеводородов нагревают, смешивают с водородом под давлением и направляют в реактор. В реакторе в присутствии солей металлов, служащих катализатором, серные соединения образуют сероводород. Из него извлекают чистую серу, которая является коммерческим продуктом. Как транспортировать нефть? Основные способы доставки сырой нефти и природного газа от нефтяных месторождений к нефтеперерабатывающим заводам заключаются в использовании океанских танкеров для нефти и трубопроводов для сырой нефти и газа. Инженеры, которые проектируют и строят трубопроводы, могут столкнуться с необходимостью решать такие проблемы, как противодействующие течения и коррозия труб под воздействием морской воды и воздуха, прохождение горных массивов или рек, а также поддержание способности нефти двигаться при температурах ниже нуля. Океанские танкеры могут перевозить до 500 тыс. тонн нефти, при этом их обслуживает удивительно малочисленный экипаж, состоящий из 25 человек. Длина танкеров может доходить до 350 метров, прохождение тормозного пути занимает до 3 часов. Управление этими гигантами возможно благодаря сложным системам навигации и безопасности, которыми оборудованы современные танкеры. После переработки нефтепродукты должны быть направлены потребителю, в качестве которого может выступать автозаправочная станция, или химический завод, или склад авиационного топлива. Крупные потребители, такие как аэропорты, обеспечиваются нефтепродуктами непосредственно с нефтеперерабатывающих заводов трубопроводами. Химические заводы или электростанции могут быть специально построены недалеко от нефтеперерабатывающих установок. Небольшим потребителям, таким как автозаправочные станции, нефтепродукты поставляются бензиновозами с транспортных терминалов, которые служат складами для хранения запасов топливных материалов и распределительными центрами. Поставки на терминалы осуществляются железнодорожными цистернами или по трубопроводу, если терминалы находятся под землей, или каботажными танкерами, если они размещены на берегу моря или в устье реки. Трубопроводы, снабжающие терминалы, часто служат для транспортировки нескольких видов нефтепродуктов одной и той же трубой. При поддержании соответствующего распределения давлений в трубе продукты не смешиваются. Для отслеживания состояния нефтепродуктов используются сложные компьютерные системы. Нефть и окружающая среда При сгорании любого ископаемого топлива высвобождается углекислый газ. Это один из газов, которые экранируют тепловые потоки, идущие с Земли и вызывают парниковый эффект. Чем больше топлива мы сжигаем, тем больший вклад вносим в ускорение глобального потепления, которое может оказаться губительным. Принцип действия парника состоит в следующем. Солнечные лучи проходят сквозь стекло и нагревают парник. Теплые внутренние поверхности испускают инфракрасное излучение, которое имеет большую, чем у солнечных лучей, длину волны и не может проникнуть сквозь стекло. Этот эффект является одной из причин, вследствие которых в парнике поддерживается более высокая температура, чем вне его. Во многом тот же принцип срабатывает при нагревании Земли солнечными лучами. Теплая Земля испускает инфракрасные лучи, которые поглощаются некоторыми газами, содержащимися в окружающей ее атмосфере, так что Земля и ее атмосфера нагреваются. Этот эффект носит название парникового, и его действие привело к тому, что Земля была нагрета в достаточной степени для зарождения на ней жизни. Существует несколько так называемых парниковых, или тепличных, газов. Наиболее важные из них - водяной пар, углекислый газ, метан и хлорированные фтороуглероды (хлорфторуглероды). Повышение содержания углекислого газа и других парниковых газов в атмосфере может привести к возрастанию парникового эффекта и, вследствие этого, к повышению температуры Земли, т.е. к глобальному потеплению. Результатом неполного сгорания является наличие частиц дыма и ядовитого оксида углерода (CO) в выхлопных газах. Несгоревшие углеводороды также выбрасываются в атмосферу и становятся частью фотохимических смогов, которые можно наблюдать на территориях с высокой плотностью уличного движения. Серные примеси в природных топливах при сгорании выделяют сернистый ангидрид - основную причину выпадения кислотных дождей. Кислотные осадки приводят к повреждению зданий, растений и даже, в некоторых странах Скандинавии, к появлению кислых рек и озер, в которых умирает рыба. Некоторый прогресс произвело создание более эффективных двигателей и систем защиты от потерь тепла в жилищном строительстве, в результате чего то же количество энергии может быть получено при меньшем расходе топлива. Установка нейтрализаторов на выхлопные трубы и разработанные нефтяниками новые, более чистые, виды топлива, такие как городское дизельное, решают часть проблем загрязнения окружающей среды. В некоторых новых продуктах содержание серы сокращено на 75%. Современные технологии позволяют также сократить количество двуокиси серы, выбрасываемой в атмосферу электростанциями. В нефтяной и газовой промышленности все больше просматриваются тенденции к регулированию их воздействия на окружающую среду. При рассмотрении проектов инвестиций в новые нефтегазовые сооружения выполняется специальное исследование для получения прогноза их влияния на окружающую среду. Institute of Petroleum разработал инструкции по сохранению окружающей среды для нефтеперерабатывающих заводов, распределительных и обслуживающих станций. Учет воздействия на окружающую среду имеет также смысл с экономической точки зрения. Например, более 70% всех нефтепродуктов в Великобритании транспортируется подземными трубопроводами. Это минимизирует вредные воздействия на живую природу и ландшафты и сокращает риск несчастных случаев с участием людей. Кроме того, такой способ транспортировки очень эффективен и сравнительно дешев. Надземный трубопровод Транс-Аляска имеет длину 1 300 км и диаметр 122 см. Он проходит над тремя горными массивами и пересекает по крайней мере 800 рек и ручьев. Диапазон температур в зоне прохождения трубопровода от минус 57 C до 32 C. Некоторые из ниток трубопровода стоят на изолированных опорах для предотвращения таяния вечной мерзлоты при контакте с нагретой нефтью, что привело бы к утапливанию трубопровода. Опоры также позволяют беспрепятственно мигрировать животным. Надолго ли хватит ископаемого горючего? Широко бытует мнение, что мы используем ископаемое топливо со все возрастающей скоростью, и что оно скоро истощится. Природные ископаемые топлива являются невосстанавливаемыми источниками энергии. Это означает, что их запасы, будучи один раз использованными, не могут восполниться снова. Более 25 лет делались различные предсказания относительно запасов сырой нефти. Согласно этим цифрам, мы должны были исчерпать запасы нефти уже сегодня. Однако в настоящее время мы находим столько же нефти, сколько используем. Технологии развиваются, открываются новые нефтяные месторождения, разведанные небольшие залежи нефти разрабатываются более экономичными методами. Люди также научились использовать энергию более эффективно для обогрева жилищ и производственных предприятий, вследствие чего используется меньше топлива. Нефтяные компании вырабатывают методики для уменьшения потерь при разработке и эксплуатации нефтяных скважин. Собираются даже пары при заполнении складских резервуаров танкеров, используемых для транспортировки нефти. Доказанные мировые запасы нефти составляли к концу 1999 около 1 034 миллиарда баррелей (см. таблицу ниже). Доказанные запасы нефти и газа - это запасы месторождений, о которых известно с разумной долей определенности, что они могут быть извлечены при современном состоянии технологий и экономической ситуации. В нефтяной промышленности продолжаются жестокие дебаты в попытках разрешить вопрос, когда запасы нефти начнут истощаться.
::::: На конец 1989 Млрд баррелей На конец 1999 Млрд баррелей На конец 1999 Доля от общих На конец 1999 Коэфф-т Нефтеотдачи США 33.6 28.6 2.8% 10.0 Канада 8.4 6.8 0.7% 9.3 Мексика 56.4 28.4 2.7% 24.5 Северная Америка в целом 98.4 63.7 6.2% 13.8 Аргентина 2.3 2.7 0.3% 9.1 Бразилия 2.8 7.3 0.7% 18.1 Колумбия 2.1 2.6 0.2% 8.5 Эквадор 1.5 2.1 0.2% 15.3 Перу 0.4 0.4 + 8.9 Тринидад и Тобаго 0.5 0.6 0.1% 12.9 Венесуэла 58.5 72.6 7.0% 65.2 Другие страны Центральной и Южной Америки 0.6 1.2 0.1% 25.0 Южная и Центральная Америка в целом 68.7 89.5 8.6% 37.7 Дания 0.8 1.1 0.1% 9.7 Италия 0.7 0.6 0.1% 15.8 Норвегия 11.5 10.8 1.0% 9.3 Румыния n/a 1.4 0.1% 30.4 Великобритания 4.3 5.2 0.5% 5.0 Другие страны Европы 3.2 1.6 0.2% 13.3 Европа в целом 20.5 20.6 2.0% 8.3 Азербайджан н/д 7.0 0.7% 69.5 Казахстан н/д 8.0 0.8% 36.5 Россия н/д 48.6 4.7% 21.8 Туркменистан н/д 0.5 + 10.2 Узбекистан н/д 0.6 + 10.0 Другие страны СНГ н/д 0.7 0.1% 15.8 Страны СНГ в целом 58.4 65.4 6.3% 24.2 Иран 92.9 89.7 8.7% 69.9 Ирак 100.0 112.5 10.9% * Кувейт 97.1 96.5 9.3% * Оман 4.3 5.3 0.5% 15.9 Катар 4.5 3.7 0.4% 14.7 Саудовская Аравия 257.6 263.5 25.5% 87.5 Сирия 1.7 2.5 0.3% 12.3 ОАЭ 98.1 97.8 9.4% * Йемен 4.0 4.0 0.4% 27.9 Другие страны Ближнего Востока 0.1 0.1 + 9.1 Ближний Восток в целом 660.3 675.7 65.4% 87.0 Алжир 9.2 9.2 0.9% 20.6 Ангола 2.0 5.4 0.5% 19.0 Камерун 0.4 0.4 + 11.6 Республика Конго 0.8 1.5 0.1% 14.1 Египет 4.5 2.9 0.3% 10.0 Экваториальная Гвинея - + + 0.3 Габон 0.7 2.5 0.2% 20.1 Ливия 22.8 29.5 2.9% 57.4 Нигерия 16.0 22.5 2.2% 30.6 Тунис 1.8 0.3 + 10.1 Другие страны Африки 0.6 0.6 0.1% 8.1 Африка в целом 58.8 74.9 7.2% 28.2 Австралия 1.7 2.9 0.3% 15.0 Бруней 1.4 1.4 0.1% 20.8 Китай 24.0 24.0 2.3% 20.6 Индия 7.5 4.8 0.5% 17.8 Индонезия 8.2 5.0 0.5% 9.7 Малайзия 3.0 3.9 0.4% 14.0 Папуа и Новая Гвинея 0.2 0.3 + 9.4 Таиланд 0.2 0.3 + 8.6 Вьетнам - 0.6 0.1% 5.7 Другие страны Азии и Тихоокеанского бассейна 0.4 0.8 0.1% 12.9 Азия и страны Тихоокеанского бассейна в целом 46.6 44.0 4.3% 16.3 Всего в мире 1011.7 1033.8 100.0% 41.0* более 100 лет - нет данных + менее 0.05 Источник: Статистический Обзор Мировой Топливной Промышленности за 1999 BP Amoco
Комментарии