Конфереция

Нефтяная геополитика. Новая восточная игра

Сегодня основные пути экспорта росийских углеводородов идут в сторону Европы. Из всего российского нефтяного экспорта, если отбросить относительно незначительные поставки в страны Скандинавии, Украину и Литву, более 40% попадает в страны Европы по нефтепроводу "Дружба", около 40% через черноморские порты, примерно 20% через балтийские порты (Приморск, Вентспилс, Бутинге). Из общей суммы выручки от прокачки нефти по магистральным трубопроводам компании "Транснефть" на Транссибирский нефтепровод в этом году придется лишь немногим более 4%. Аналогичное положение с географическим распределением экспорта газа. За январь - август нынешнего года на экспорт было поставлено около 145 млрд. куб. м газа, и 85% всего газового потока пришлось на 4 страны: Германию - 37%, Италию - 24%, Турцию (единственную неевропейскую) - 13%, Францию - 12%. Так сложилось исторически. Масштабное освоение углеводородных ресурсов на территории России началось в 60-е годы, в разгар "холодной войны", когда полноценные экономические связи с с Америкой были невозможны по политическим соображениям. Что касается государств к востоку от российской границы, то в те времена они представляли собой отсталую периферию мирового хозяйства, которая еще только начинала готовиться к экономическому рывку. Что, кстати говоря, осталось недооцененным государственным руководством СССР. "Европейский" экспорт Тогда еще не существовало даже само понятие "Азиатско-тихоокеанский регион" как выражение идеи экономической целостности и динамизма. Что касается наших ближайших дальневосточных соседей, то в отношения с ними так же мощно, как и с США, вмешивалась политика. Япония следовала в фарватере США, с Китаем существовали острейшие политические и идеологические разногласия, а Корейская республика как государство на юге полуострова вообще официально не признавалось. Теперь политическая картина мира сильно изменилась. Но первые усилия выйти за пределы традиционных внешних рынков были связаны с тем же общим западным направлением: с уже начавшей функционировать Балтийской трубопроводной системой, а также с двумя еще не введенными в строй проектами. Один из них - нефтепровод "Дружба - Адрия", который должен вывести российскую нефть в Средиземное море с прицелом на юг Европы, США и АТР. Другой - планы некоторых крупных нефтяных компаний создать на Кольском полуострове мощный промышленно-транспортный комплекс для экспорта нефти и продуктов ее переработки на север Европы и в США. При этом стремление получить выход на нефтяной рынок Америки вполне оправданно, по крайней мере с геоэкономической точки зрения. Ведь четверть и более процентов американского нефтяного импорта (2,9 млн. из 11,5 млн. баррелей в день в прошлом году) идет из стремительно дестабилизирующейся зоны Персидского залива. Накануне ожидаемого мирового дефицита энергоресурсов, в условиях неспокойной обстановки на Ближнем и Среднем Востоке динамично развивающиеся государства Северо-Восточной Азии и АТР в целом закрепить за собой не только реально существующие, но и потенциальные источники поставок энергоносителей. Более того, обострение проблемы экстремизма под лозунгами ислама заставило беспокоиться о своей энергетической безопасности не только США, но и государства этого региона, включая наших дальневосточных соседей. О нежелании слишком сильно зависеть от поставок нефти из Персидского залива сейчас говорят официальные лица даже в Китае. Тем более что потребности стран Дальнего Востока и АТР в энергоносителях возрастают неуклонно и быстро. Например, по некоторым оценкам, к 2010 г. спрос в регионе на один только сжиженный природный газ увеличится на 50%. В Корейской республике потребность в газе составляет 10 млрд. куб. м и ежегодно прирастает на 20%. Выбор для России А потому взоры потенциальных потребителей все чаще обращаются к восточным регионам России. В основе разных предлагаемых проектов лежит проблема выбора для российской стороны: какому направлению экспорта углеводородов отдать приоритет на ближайшее время, китайскому или ориентированому на более широкий спектр государств АТР. В самой России возникла конкуренция между двумя способами транспортировки нефти на экспорт: проектом нефтепровода Ангарск - Дацин, в строительстве которого заинтересованы как российские нефтяные компании, так и Китай. Но существует и проект компании "Транснефть": из того же региона добычи нефти к незамерзающей бухте Перевозная, которая способна принимать сверхкрупнотоннажные танкеры и ориентировать поставки нефти на весь регион АТР и даже в США. Но конкуренция идет и на международном уровне. Например, хотя ожидается, что на дальше других продвинутом проекте из числа сахалинских СРП - "Сахалин-1" промышленная добыча нефти начнется не раньше 2005 г., а газа, вероятно, с 2008 г., уже сейчас сталкиваются два варианта транспортных путей для них. Оператор проекта консорциум Exxon Neftegas Ltd., в котором 30-процентная доля принадлежит компании ExxonMobil, а еще 30% японским компаниям, настаивает на маршруте для будущей продукции СПГ с южной части Сахалина через о. Хоккайдо в центральные районы Японии. ТЭО для проекта разработала японская компания, наполовину принадлежащая правительству Японии. Российские официальные организации предпочитают поставки СПГ российским потребителям в Хабаровском и Приморском краях, а также, возможно в северо-восточные районы Китая, в Корею и только в виде ответвления от основного маршрута - в Японию. Китай уже договорился с Россией на официальном уровне о совместном строительстве газопровода "Запад - Восток" - от восточ носибирских месторождений с конечным пунктом в Шанхае. Корея проявляет конкретный интерес к Ковыктинскому газоконденсатному месторождению в Иркутской области - вплоть до заявлений о возможности принять участие в его освоении. Восточные регионы в принципе располагают потенциалом запасов углеводородов, требуемым для утверждения России на рынках Дальнего Востока, АТР и даже США. По некоторым оценкам, Восточная Сибирь может в перспективе поставлять в регион АТР по 20 млн. т нефти в год, начиная с 2005 г., по 50 млн. т с 2015 г. и по 67 млн. т с 2020 г. Запасы углеводородного сырья в регионе оцениваются в 2,3 млрд. т нефти и 7 трлн. куб. м газа. Но только теперь эта задача практически выглядит значительно сложнее, чем могла выглядеть еще лет двадцать-пятнадцать назад, когда российские нефть и газ менялись на американское зерно. За прошедшие десятилетия сильно истощились те нефтяные и газовые месторождения, которые прежде служили оплотом тогдашней малоосмысленной экономической стратегии. Надежды хотя бы на приближение к прежнему уровню добычи нефти связываются сегодня главным образом с освоением шельфа арктических морей. В газодобыче дела обстоят так же. Стратегия российского "Газпрома" сводится к тому, чтобы поддерживать в стаби льном состоянии добычу газа на старых, некогда богатейших, месторождениях, а основные усилия направить на освоение ресурсов арктического пояса. Из всех начальных суммарных запасов российских углеводородов, по нынешним оценкам, 30% газа, более 20% газоконденсата и 12% нефти приходится на континентальный шельф. Однако три четверти этих ресурсов сконцентрированы в его западной арктической части, а в восточной части -только 13%, в дальневосточной - 11%. Их освоение требует многомиллиардных затрат. Например, на проект "Сахалин-1" требуется более чем 15 млрд. долл., "Сахалин-2" - 8 млрд. долл. К тому же дальневосточный шельф (акватории Охотского, Берингова, Чукотского и Восточно-Сибирского морей) изучен весьма слабо. Пока что произведена только сейсмическая съемка, которая позволила раскрыть общую геологическую структуру шельфа и очертить границы основных нефтегазоносных бассейнов. Но геолого-геофизическое изучение делает по сути только первые шаги. По данным "Дальморнефтегеофизики", приведенным ИД "Нефтегазовая вертикаль", начальные потенциальные ресурсы региона оцениваются в 42 млрд. тонн нефтяного эквивалента (тнэ), из которых локализовано по ст руктурам только 18,7 млрд. тнэ. В том числе (млн. тнэ): Охотское море - 15.921; Берингово море - 2.794; Восточно-Сибирское море - 15.450; Чукотское море - 7.800. Зато несколько по-иному выглядит распределение приращиваемых газовых запасов. По данным из того же источника, более 80% их прироста пришлось на Ковыктинское месторождение в Иркутской области и на Чаяндинское в Якутии. В пределах Дальневосточного федерального округа - в Якутии, на суше и шельфе Сахалина и Камчатской области, в Чукотском АО и Хабаровском крае - сосредоточено 11,3% начальных сырьевых ресурсов и 4,1% разведанных запасов газа России. Неудивительно, что государства Дальнего Востока проявляют сегодня повышенный интерес именно к газовым ресурсам восточных регионов России. И также вполне понятно, что, учитывая разгорающуюся конкуренцию между различными вариантами их вывода на внешние рынки, правительство РФ решило назначить координатора всей этой деятельности в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока. Таковым избран наш газовый монополист - "Газпром". В российской нефтяной отрасли уровень монополизации ниже, чем в газовой, и это создает возможности для более свободной конкуренции между разными экспортно-транспортными проектами. И все же, учитывая большую, чем в газовой отрасли, сложность задачи мобилизации нефтяных ресурсов для экспорта на Восток, может быть, следует тоже подумать об отвечающих специфике организации дела в отрасли механизмах согласования несовпадающих интересов.
Комментарии