Конфереция

О чем не услышат делегаты энергетического саммита в Хьюстоне

Одной из центральных тем энергетического саммита России и США, который состоится 1-2 октября в Хьюстоне, станет строительство нефтяного терминала в Мурманске. Этот проект уже сегодня перерос статус частной инициативы и превратился в символ нового качества российско-американских отношений. Новый терминал позволит доставлять российскую нефть напрямую в Соединенные Штаты, что открывает перед нашими нефтяниками перспективы освоения наиболее богатого и платежеспособного мирового рынка. Тем не менее, проекту предстоит пройти немалый путь, чтобы перейти из категории идей в реальное начинание. На октябрьском саммите в Техасе с презентацией проекта строительства Мурманского терминала на форуме выступит один из высших менеджеров ЛУКОЙЛа, предположительно, сам президент компании Вагит Алекперов. Если учесть, что о заинтересованности в проекте уже заявили ЮКОС, ТНК и "Сибнефть", то терминал может стать "гвоздем" всей двусторонней встречи. Если вдуматься, то помимо этого проекта ничего существенно значимого Россия американским инвесторам предложить не может. Рассуждения о том, что в результате переговоров США якобы "откроют доступ российской нефти на американские рынки", довольно наивны: никто этот рынок для нас не закрывал: Суть проекта заключается в строительстве к 2005 году крупного перевалочного узла в Кольском заливе, ориентировочно в местечке под названием Мохнаткина Пахта или даже в самой акватории Мурманского торгового порта. Глубина фарватера и стоянок позволяет обслуживать там океанские танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн. Их предполагается загружать российской нефтью, которая будет доставляться в Мурманск малыми ледостойкими танкерами из Тимано-Печоры или же по планируемому трубопроводу из Ярославля. Стоимость реализации проекта составит, по последним заявлениям руководителей ЛУКОЙЛа, 1,5 млрд. долларов, хотя более точную цифру может дать только технико-экономическое обоснование, к составлению которого ЛУКОЙЛ и другие инициаторы проекта еще не приступали. Известно, правда, что создание самого терминала в Мохнаткиной Пахте оценивается ЛУКОЙЛом в 300 млн. долларов. А двумя месяцами ранее представители ЛУКОЙЛ называли иную общую стоимость проекта - 2,6 млрд. долларов. Тем не менее, если новый морской порт будет построен, то Россия получит прямой выход на мировые рынки нефти и сможет отправлять туда ежегодно до 50 млн. тонн сырья - почти половину нынешнего иракского объема экспорта. Именно такой объем фигурирует в публичных заявлениях вице-президента и совладельца ЛУКОЙЛа Леонида Федуна. Причем половину необходимого объема готов гарантировать сам ЛУКОЙЛ, а оставшуюся часть объема, как ожидаются, поставят другие участники проекта. По словам директора Мурманского торгового морского порта Валерия Никитина, России стоит попытаться занять хотя бы часть той ниши на американском рынке, которая сейчас принадлежит поставщикам нефти из Саудовской Аравии и Ирака. Соединенные Штаты, считает он, "хотели бы развязать себе руки", освободившись от нефтяной зависимости от арабских стран, особенно если учесть роль Саудовской Аравии и других подобных режимов в поддержке международного терроризма.
Комментарии