Тюменская нефтяная компания (ТНК) запустила программу передачи в аренду своих региональных АЗС. Менеджеры компании рассчитывают, что благодаря арендаторам уровень сервиса на заправках повысится, а объемы продаж возрастут на 10%. В 2001 г. ТНК произвела 2,75 млн т автобензинов. Компании принадлежит более 500 АЗС, примерно столько же заправок работает с ней по франчайзингу. ТНК продает нефтепродукты через восемь сбытовых "дочек": "ТНК-Столица", "Калуганефтепродукт", "Рязаньнефтепродукт", "Туланефтепродукт", "Курскоблнефтепродукт", "Карелиянефтепродукт", "Оренбургнефтепродукт" и "Запсибнефтепродукт". Продажи нефтепродуктов осуществляются как оптовым покупателям, так и в розницу. Как рассказал "Ведомостям" директор департамента маркетинга ТНК Амир Фейзулин, несколько месяцев назад компания объявила тендеры для желающих взять в аренду ее региональные АЗС. "Мы решили провести эксперимент. Многие западные компании, такие как BP или Shell, активно привлекают частных предпринимателей на свои заправки. Почему бы и нам не попробовать? " - говорит он. Пока что ТНК сдала в аренду порядка 45 своих АЗС (15% региональной сети). По словам Фейзулина, в основном это заправки, удаленные от районных центров. "Мы считаем, что на таких объектах частные арендаторы смогут обеспечить лучшие управление и сервис. А это привлечет дополнительных покупателей и повысит объемы продаж", - объясняет менеджер ТНК. Фейзулин рассчитывает, что объемы реализации бензинов на сданных в аренду АЗС возрастут на 10%. Арендаторы работают с ТНК на условиях комиссии, размер которой являлся основным критерием для определения победителей на тендерах. Цены на бензин они могут устанавливать самостоятельно, однако ТНК постоянно проводит мониторинг, чтобы частники не демпинговали и не завышали цены. Переданные в аренду АЗС сохранили логотип ТНК, на них по-прежнему продается только бензин, произведенный на заводах компании. Кроме того, весь персонал заправок прошел специальные тренинги. "Мы подходим к этой программе достаточно аккуратно, и если результаты будут хорошими, то будем ее расширять", - говорит Фейзулин. ТНК не первый нефтяной холдинг в России, развивающий дилерскую сеть за счет аренды. В 1997 г. "ЮКОС" объявил, что намерен сдать 80% своих заправок и нефтебаз в девяти регионах. Через год компания отрапортовала о том, что программа выполнена на треть - сданы 47 нефтебаз и 356 АЗС. Но в дальнейшем менеджеры "ЮКОСа" избегали комментировать результаты этого эксперимента, а источники в компании говорили, что опыт аренды оказался не слишком удачным. По словам представителя "ЮКОСа", сейчас на условиях аренды продолжают работать порядка 100 АЗС компании. Аналогичная программа есть и у "ЛУКОЙЛа". Пресс-секретарь компании Дмитрий Долгов сообщил "Ведомостям", что сейчас арендаторам переданы 158 АЗС "ЛУКОЙЛа" в России и 22 - в Европе. "Мы сдаем АЗС, которые продают 1 - 2 т бензина в сутки", - поясняет Долгов. А вот в "Сибнефти" специального плана по работе с арендаторами нет. "Но бывает, что для нас заправка невыгодна, и мы сдаем ее предпринимателям, у которых есть налоговые льготы", - говорит представитель компании.
Комментарии