Акционеры крупнейшего латвийского нефтетерминала Ventspils nafta до конца 2002 г. намерены продать до 51% его акций российской нефтяной компании. Это может поправить финансовое положение порта, пошатнувшееся из-за сокращения транзита российской нефти. Наиболее вероятными покупателями Ventspils nafta аналитики считают "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ" и "Транснефть". Ventspils nafta, основной нефтяной терминал порта Вентспилс, может пропускать в год 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов. В 2001 г. он отгрузил 14 - 15 млн т нефти, в 2002 г. ожидается до 9 млн т. 47,87% акций Ventspils nafta принадлежит Latvijas Naftas Tranzits, объединяющей фирмы-экспедиторы и компании по перевалке и транспортировке нефти и нефтепродуктов. 42,68% акций терминала - у правительства Латвии, 5% из этого пакета зарезервированы для латвийского инвестора и должны быть проданы до конца 2002 г. Как сообщило вчера агентство Seanews, акционеры Ventspils nafta "вынуждены вести переговоры о продаже 51% акций терминала" из-за "критической ситуации", сложившейся там по причине "уменьшившегося транзита российской нефти". Российская транспортная монополия "Транснефть", не сумев получить координаторство над Вентспилсом, с апреля сокращает поставки в порт, объясняя это техническими причинами. По сообщению агентства, покупатель акций нефтетерминала может определиться до конца года. Официальные представители Ventspils nafta не комментируют это сообщение. Однако близкий к компании источник подтвердил "Ведомостям", что подобное желание у акционеров терминала действительно есть. По его словам, латвийские власти "тоже были бы не прочь найти покупателя на свой пакет". Но, по мнению собеседника "Ведомостей", правительство Латвии находится сейчас в менее выгодном положении, чем частные владельцы Ventspils nafta, ведь по условиям приватизации 5% госпакета должно быть продано латвийскому инвестору до конца этого года. Купив эти 5% , Latvijas Naftas получит уже контрольный пакет нефтетерминала, который гораздо интереснее потенциальному покупателю, чем миноритарный пакет. "Переговоры о продаже акций Ventspils nafta ведутся уже несколько месяцев, - говорит эксперт Petroleum Argus Михаил Перфилов. - С тех пор как "Транснефть" резко сократила поставки нефти на Вентспилс, финансовое положение Ventspils nafta сильно ухудшилось. Судите сами: в августе латвийский терминал отгрузил всего 445 000 т нефти, что втрое ниже его пропускной способности. Причем это была сернистая дешевая нефть". Перфилов считает, что в первую очередь Ventspils nafta должен заинтересовать "ЮКОС", который недавно стал владельцем литовского нефтяного терминала Бутинге. "Кроме того, это должно быть интересно "ЛУКОЙЛу", "Транснефти" и крупнейшему клиенту Ventspils nafta - "Татнефти". Правда, вряд ли у последней будут свободные средства для покупки терминала", - говорит Перфилов. В "ЮКОСе" и "Татнефти" не смогли прокомментировать эти предположения. А представитель "Славнефти" утверждает, что его компания не стремится стать акционером Ventspils nafta. "Мы готовы рассматривать любые инвестиционные проекты, - говорит начальник отдела по отношениям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский. - Другой вопрос, кому сейчас это нужно больше: российским нефтяникам, у которых есть альтернативные БТС и Приморск, или латышам, которые вдруг поняли, что могут потерять свой порт? " "О том, станет ли "Транснефть" акционером Ventspils nafta, надо спрашивать у нашего правительства", - говорит вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. "Разве не говорили мы, что Вентспилс станет российским портом? - радуется другой сотрудник "Транснефти". - Я считаю, что российским нефтяникам было бы выгоднее, если бы владельцем латвийского терминала стала "Транснефть". Тогда будет соблюден принцип равноправия. А любая частная компания будет заботиться лишь о прокачке собственной нефти". Топ-менеджер крупной судоходной компании оценивает стоимость Ventspils nafta в $100 млн. "Но я бы на месте российских нефтяников не купил. Зачем теперь Вентспилс, когда "ЛУКОЙЛ" практически за те же деньги может построить собственный нефтетерминал в Высоцке, когда есть Приморск, мощности которого планируется нарастить до 60 млн т? Латышам раньше нужно было продавать", - говорит он. По его словам, желание частных владельцев Ventspils nafta поскорее продать акции порта связано с их недавним приобретением контрольного пакета акций Латвийского пароходства более чем за $60 млн.
Комментарии