Конфереция

Прощание с этилированным бензином

В начале сентября Правительство РФ выступило с поддержкой законопроекта "Об ограничении оборота этилированного бензина в РФ". Об этом заявлено в заключении, подписанном заместителем председателя Правительства Алексеем Гордеевым и направленном в Государственную думу. Цель инициативы - запретить использование в Российской Федерации и ввоз на ее территорию этилированного бензина, т.е. бензина, при производстве которого для повышения октанового числа добавляется тетраэтилсвинец. Чем вреден этилированный бензин. Есть несколько способов получения высокооктанового бензина из низкооктанового. Можно разбавить его бензином с более высоким октановым числом. Многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) используют не содержащие свинца антидетонаторы: автовэм (на основе марганца), феррада (на основе железа), ада (на основе монометиланилина) и другие, им подобные. А еще несколько лет назад самым распространенным в России способом являлось этилирование, то есть добавка такого антидетонатора, как тетраэтилсвинец (ТЭС). Этилированным можно считать бензин, содержащий свинца от 0,013 г. на куб дм. и более. ТЭС получают, воздействуя хлористым этилом на сплав свинца с натрием. В условиях высоких температур в камере сгорания происходит выделение чистого свинца. Участвуя в реакциях, он тормозит окисление углеводородов топлива. В результате детонация уменьшается, а то и прекращается вовсе. Чтобы уменьшить отложения свинца на деталях двигателя, ТЭС вводят в бензин в виде так называемых этиловых жидкостей, где собственно тетраэтилсвинец занимает от 54 до 58%. Остальное приходится на долю бромистых соединений (выносителей), антиокислителей, красителей и наполнителей. Такое топливо для отечественных машин, не имеющих нейтрализатор отработанных газов совершенно безопасно. Но для иномарки с нейтрализатором одна заправка этилированным бензином может стать причиной серьезных проблем. Сначала выйдет из строя сам дорогостоящий платиновый борец с токсичностью, затем датчик, определяющий количество кислорода в топливной смеси (лямбда-зонд). Кроме того, этилированный бензин крайне ядовит. "Использование этилированного бензина ведет к стойкой интоксикации человека и особенно пагубно сказывается на здоровье детей, вызывая задержку умственного и физического развития ребенка, возникновение анемии и нарушение деятельности центральной нервной системы", - говорится в пояснительной записке депутатов к законопроекту. Но проблема не ограничивается экологическим ракурсом. Проблема носит политический характер. Законопроект был инициирован депутатами фракции "Яблоко" и поддержан членами других депутатских групп в мае этого года. Среди его инициаторов - Игорь Артемьев, Сергей Иваненко Сергей Решульский, Сергей Митрохин, Александр Жуков, Владислав Резник и Владимир Дубов. В соответствии с законопроектом, с 1 января 2003 г запрещается использование и реализация в целях использования на территории России экологически опасного вещества - этилированного бензина, а также его ввоз на территорию РФ. Шаг же со стороны Правительства по поддержке законопроекта напрямую относится к ситуации в Чечне. По данным Министерства энергетики в настоящее время на нефтеперерабатывающих заводах производится почти исключительно неэтилированный бензин (99,6%). Встретить этилированный бензин на АЗС Москвы или Петербурга практически нереально уже лет 6 - 7. Однако вряд ли данные Минэнерго учитывают объемы этилированного бензина, поступающего с подпольных чеченских НПЗ в южные регионы России. Казалось бы, после того как территория Чечни была взята под контроль федеральных сил, подпольному производству бензина в Чечне положен конец. Но на практике уничтожение подпольных НПЗ проводится лишь в исключительных случаях, когда связь владельца с боевиками очевидна. Причем активизация деятельности боевиков в окрестностях какого-нибудь конкретного селения зачастую как раз и начинается после разрушения нескольких мини-заводиков. С другой стороны по данным силовых структур, около 50% выручки с подпольных НПЗ, в конечном счете попадает в руки боевиков. А в последнее время, когда спецслужбы перекрыли основные каналы финансирования из-за рубежа, бензиновый бизнес стал для бандформирований чуть ли не главным источником финансирования. То есть нерешенной проблема оставаться не может. И как вариант ее решения, эксперты спецслужб предлагают перекрыть каналы поступления этиловой жидкости в Чечню, что, безусловно будет гораздо проще осуществить в рамках действия предлагаемого к принятию закона "Об ограничении оборота этилированного бензина в РФ". А в свете всего вышеперечисленного депутатская инициатива выглядит несколько запоздалой и "не очень самостоятельной", и как минимум предполагает широкое освещение в прессе. Проще говоря, депутаты нашли прекрасный повод для PR-акции. Впрочем, как бы там ни было, во всем происходящем радует уже то, что в обсуждаемом вопросе позиции потребителя и Правительства совпадают. Игорь Чубаха
Комментарии