Губернатор Санкт-Петербурга представил в Законодательное собрание проект городского бюджета на 2003 год. Новый бюджет формируется, в том числе и за счет поступлений с топливного рынка. Так, перераспределение долей акциза на бензин увеличило бюджет Санкт-Петербурга на 480 млн. руб. Об этом сообщил заместитель председателя комитета финансов администрации Санкт-Петербурга Сергей Дёмин. Общая сумма доходов в проекте составила 75 420,7 млн. рублей, или 20,3% в объеме валового регионального продукта.
Сергей Демин отметил, что доходы бюджета были уточнены после заседания Правительства Санкт-Петербурга, в связи с планируемым федеральными органами власти изменениями по распределению акцизов на бензин с 50% до 60% в пользу регионов.
По всей видимости, это не последнее уточнение итоговой цифры доходов бюджета.
Дело в том, что во вступающий в силу 1 января 2003 года Федеральный Закон N110 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ" разработчиками заложено 45% процентное повышение акциза на бензин.
Но это - не предел. Аналитики топливного рынка уверены, что 45% - это только стартовое повышение, итоговая цифра будет более внушительной. Причина - нововведение в ФЗ N110, согласно которому в цепочке "производитель - поставщик - продавец" акциз будет взиматься трижды, а затем двум ее участникам, будут производиться возвратные выплаты.
Несовершенство системы возвратов, проиллюстрированное на примере налога на добавленную стоимость, позволяет специалистам говорить о том, что суммированный акциз будет намного превышать изначально планируемые 45%, а конечная цена литра бензина в рознице может увеличиться по разным оценкам от 60 до 150%.
Кроме того, введение новой системы взимания акцизов приведет к неравной конкуренции "независимых операторов" с Вертикально-Интегрированными Нефтяными Компаниями. В силу свой структуры ВИНК будут платить акциз лишь однажды.
В том случае, если городские власти займутся исключительно подсчетом будущих доходов, сомнительную по размеру прибавку к городскому бюджету можно назвать начальной платой за прекращение существования исторически сложившегося в Санкт-Петербурге "независимого" рынка нефтепродуктов.
Акцизы на бензин - это не все доходы городского бюджета, которые поступят из топливной отрасли. Так поступления от продажи земли, запланированные в проекте бюджета, составят от 20 до 30 млн. рублей.
Частично - это те самые деньги, которые будут уплачены участниками будущих торгов по земельным пятнам под АЗС.
Уже сегодня можно сказать, что после полутора лет неопределенности вокруг вопроса выделения участков под АЗС, а так же вследствие последнего скандала с участием "Первого городского центра антикризисного управления" (ПГЦАУ), поводом к которому стало несовершенная процедура проведения торгов, может увеличит цифру поступления в бюджет в десятки раз только от реализации пятен под АЗС.
Наполнение городского бюджета - задача архиважная. И подходить к ее решению нужно стратегически, а не тактически.
В случае с петербургским топливным рынком это, прежде всего, означает создание четкого порядка взимания акциза на бензин, а так же понятной и эффективной процедуры торгов земельными участками.
Абсолютно понятно, что бюджеты всех уровней должны пополняться вследствие создания нормальной экономической ситуации во всех секторах рынка, а не в результате провоцирования нездорового ажиотажа и принятия "сырых" законов, ставящих рынок на грань передела.
Александр Головачев
Комментарии