Крупные нефтяные компании, владеющие нефтеперерабатывающими заводами и оптовыми структурами сбыта нефтепродуктов, с нового года сумеют существенно увеличить собственные оборотные средства. С 1 января начнет действовать статья Налогового кодекса, согласно которой плательщиками акцизов на нефтепродукты становятся не заводы по переработке, а АЗС. В Российском топливном союзе (РТС) считают, что редакция закона содержит положения, которые приведут к фактической монополизации рынка, и готовы к борьбе против этого.
Как объяснили "Финансовым Известиям" в РТС, схема, прописанная в законе, достаточно проста. Завод, отпуская нефтепродукты оптовику, начисляет акциз, но не торопится с его уплатой. Оптовик производит аналогичную операцию с АЗС. При этом по цепочке передаются несколько экземпляров счетов-фактур, в которых должна быть выделена сумма начисленного акциза. После розничной реализации АЗС представляет все необходимые документы в налоговую инспекцию. Инспекция делает в одном из экземпляров счета-фактуры отметку об уплате акциза и возвращает экземпляр АЗС. Далее он следует обратно по цепочке, очищая от "акцизного долга" оптовика и НПЗ.
Проблема в том, что цепочка реализаторов должна иметь для этого специальные свидетельства, выдаваемые налоговыми органами. В МНС эти свидетельства называют "документом, дающим право на вычет акциза". "Чтобы его получить, необходимо быть собственником нефтебазы, нефтеперерабатывающего оборудования, оборудования АЗС, - поясняет ситуацию исполнительный директор РТС Григорий Сергеенко. - Арендаторы в таком случае могут остаться за бортом: тот кто не сумеет получить свидетельство, будет вне рынка".
Оптовики-арендаторы, естественно, смогут покупать бензин, но им придется платить акциз сразу, полагают в РТС. И делают вывод, что в этом и есть экономический смысл закона, дающий преференции крупным нефтяным компаниям. "Многие оптовики имеют в собственности лишь "стол и компьютер", но их присутствие либерализует рынок, - полагает Сергеенко. - Теперь их деятельность будет сворачиваться". Отсюда вывод: необходимо поправить закон, чтобы арендаторы имели право также как и собственники получать свидетельства.
В МНС уверены, что прописанная в законе, система выдачи свидетельств собственникам, которые будут выдавать представители министерства, сумеет поставить рынок топлива под необходимый контроль государства. Руководитель департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева сообщила, что недавно была вскрыта цепочка из 140 посредников. Перенос взимания акцизов с НПЗ на бензоколонки, по общему мнению, объективно усложняет задачу налоговиков, поэтому аргументы МНС, требующего мер по контролю рынка и ликвидации фирм-однодневок, пока уступают аргументам РТС "в пользу либерализации".
Влиятельные "налоговики" Государственной думы Александр Жуков и Владимир Дубов оценили предложения "либералов" примерно так: если правительство примет ваши аргументы, депутаты будут готовы пересмотреть закон. Но правительство вряд ли пойдет на пересмотр принятого закона. Поэтому РТС, как пояснил один из его высокопоставленных чиновников, "связывает свои надежды в большей степени с регионами".
И возможно, именно там как раз и найдутся силы, для которых сохранение цепочки посредников необходимо. Причем не с точки зрения либеральных идей, а по совсем другой причине. Замкнутость российского рынка нефтепродуктов, куда не проникает никто "чужой", позволяет делать вывод, что каждый из цепочки посредников строго выполняет отведенную ему роль. В данном случае их задача очевидна - игра с ценами и уход от налогов путем обналички. Вопрос в том, что хозяева рынка буквально "чувствуют" финансовые потоки. И если какая-то фирма исчезает - это кому-то нужно.
Прогноз
Посредники с рынка не уйдут, а будут искать способы стать "собственниками". Возможности для этого у них, безусловно, есть. Например, у нефтебазы, завода, АЗС могут быть одни и те же владельцы с равными долями. Вряд ли РТС удастся вымарать статью из Налогового кодекса. Но это вовсе не будет означать безусловной победы правительства в деле наведения налогового порядка. Испускаемая правительством в этом направлении энергия скорее всего будет искусно перенаправлена игроками на уничтожение слабейших и окончательный передел высокодоходного рынка нефтепродуктов. Видимо, в Минфине полагают, что в конечном счете это будет выгодно для казны - контролировать горстку монополистов легче. Но российская практика (как и мировая) показывает, что на самом деле такой контроль быстро модернизируется в те или иные формы сговора государства с особо отобранной частью бизнеса. Схема известна: мы вам - доли рынка, вы нам - подати.
Комментарии