В прошедший четверг вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт" М.Курбанов подписал с Генеральным директором ОАО "Институт Нефтепродуктпроект" О. Таубе договор о разработке рабочего проекта нефтепродуктопровода "Андреевка-Альметьевск-Кстово". Данное соглашение можно считать первым практическим шагом в строительстве продуктопроводов (проект "Север"), обещающих кардинально изменить обстановку в сфере нефтетранспортировки на российском рынке.
Предпосылки
Проект "Север", предусматривающий строительство магистрального нефтепродуктопровода "Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск" и дополняющего его внутреннего продуктопровода "Андреевка - Альметьевск", по сути, является одной из составляющих реализации положений "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", принятой правительством РФ. Этой программой предусматривается увеличение переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах до 220-225 млн. тонн в год, при этом ставится задача значительно снизить объемы экспорта сырой нефти и увеличить рост экспорта нефтепродуктов.
Однако сейчас весь экспорт нефтепродуктов трубопроводным транспортом осуществляется через территорию сопредельных государств, что серьезно взвинчивает накладные расходы. Кроме этого наращивание объемов экспорта нефтепродуктов на сегодняшний день затруднительно из-за низкой пропускной способности единственной в настоящее время экспортной "трубы" в направлении Вентспилса. Да и само оборудование во многом требует замены. Например, из 19 300 км трубопроводов компании "Транснефтепродукт" 7000 уже превышают срок амортизации.
Другими словами, реализация проекта для России является задачей стратегической.
Задачи
Реализация проекта "Север" позволит экспортировать произведенные на российских нефтеперерабатывающих заводах бензин и дизельное топливо непосредственно европейским потребителям, минуя территории сопредельных государств. То есть, нефтяные компании России освободятся от обязанности платить за транзит по чужой территории и перевалку в иностранных портах. А за счет снижения накладных расходов создадутся более благоприятные условия для и инвестиционной активности на российской территории.
Следует учитывать и то, что к 2010 году по оценкам экспертов потребность Европы в светлых нефтепродуктах возрастет на 30-40 процентов. Следовательно, бюджет Российской Федерации будет ежегодно пополняться за счет экспортных пошлин и дополнительных налоговых отчислений на сумму, по некоторым оценкам равную $65 млн.
Масштабы
Согласно утвержденным Правительством РФ расчетам, новые трубопроводы будут сооружены за 2-3 года. Магистральный нефтепродуктопровод "Андреевка-Алметьевск" предназначен для транспортировки светлых нефтепродуктов с НПЗ Перми, Омска, Уфы и Нижнекамска в центральные регионы России и на экспорт, в том числе и по намечаемому к строительству МНПП "Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск". Объем перекачки составит 3,1 млн. тонн в год. Общая протяженность трассы - 200 км. "Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск" ("Северный МНПП") предназначен для транспортировки светлых нефтепродуктов с НПЗ Башкирии, Нижнего Новгорода, Нижнекамска, Перми, Омска, Ярославля, Киришей до портового комплекса "Приморск" Ленинградской области. Объем перекачки в направлении порта составит 10 млн. тонн в год. Общая протяженность трассы - 1197 км. В дальнейшем возможно увеличение объема перекачки по обеим системам до 20 млн. тонн.
История
В конце 2001 г. оба проекта МНПП были включены в правительственную программу "Энергоэффективная экономика".
24 апреля 2002 года проект "Север" получил одобрение правительственной комиссии по ТЭКу под председательством В. Христенко.
31 мая подписан меморандум о взаимопонимании с Европейским банком реконструкции и развития. ЕБРР выразил готовность вложить в проект "Север" $100 млн. собственных средств и $50 млн. в виде синдицированного кредита коммерческих банков.
24 июня М. Касьяновым подписано Распоряжение Правительства РФ N835, в котором утверждается решение "Поддержать предложение Минэнерго России, согласованное с Минэкономразвития России, Минфином России, МПР России, Минтрансом России, ФЭК России, Госгортехнадзором России и открытым акционерным обществом "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" о проектировании и строительстве этой компанией магистральных нефтепродуктопроводов "Андреевка -Альметьевск" и "Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск" за счет собственных и кредитных средств, а также об осуществлении ею функций заказчика".
27 августа состоялось плановое заседание совета директоров ОАО "АК "Транснефтепродукт" под председательством министра энергетики РФ И. Юсуфова. Совет директоров одобрил ход подготовки компании к реализации проектов "Андреевка-Альметьевск", "Кстово-Приморск" и в перспективе - "Сызрань-Новороссийск" и связанную с этим Программу инвестиций на второе полугодие 2002 года.
5 сентября вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт" М.Курбанов подписал с Генеральным директором ОАО "Институт Нефтепродуктпроект" О. Таубе договор о разработке рабочего проекта нефтепродуктопровода "Андреевка-Альметьевск-Кстово".
В соответствии с договором ОАО "Институт Нефтепродуктпроект" предполагает завершить подготовку рабочей документации на первый год строительства в июле будущего года.
Затраты
Расходы на строительство планируется покрыть как за счет собственных средств, так и за счет привлечения коммерческих кредитов. К настоящему моменту целый ряд ведущих российских и зарубежных банков и компаний подтвердили намерения принять участие в финансировании проекта. Ориентировочная стоимость проектов: "Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск" - $819 млн., "Андреевка - Альметьевск" - $124 млн.
Согласно Распоряжению правительства, ФЭК России предписывается учитывать в тарифах на транспортировку нефтепродуктов по трубопроводам ОАО "АК "Транснефтепродукт" средства, необходимые для уплаты процентов за пользование кредитами, привлеченными для финансирования строительства новых продуктопроводов.
Руководство "Транснефтепродукта" считает, что проект окупится в течение 4-5 лет с момента завершения строительства трубопровода.
Игорь Чубаха
Комментарии