Большинство фирм, торгующих нефтепродуктами, объединены в Российский топливный союз (РТС). Его президент Сергей Борисов считает, что в структуре некачественного топлива 10% составляет продукция, появившаяся в результате технологических сбоев на нефтеперерабатывающих заводах. Еще 30% дает недобросовестная эксплуатация инфраструктуры нефтепродуктообеспечения (незачищенные емкости на нефтебазах, использование одних и тех же бензовозов для перевозки разных сортов топлива, смешение бензинов с разным октановым числом). Остальное - бензин, полученный за счет добавления присадок, повышающих октановое число топлива. При этом достаточно точно оценить долю некачественных нефтепродуктов можно только на рынке Москвы.
Это связано с наличием в столице Московской транспортной инспекции (МТИ), которая непосредственно занимается проверкой качества нефтепродуктов. В большинстве других российских регионов таких структур либо нет вовсе, либо они не располагают необходимой аппаратурой. По результатам проверок МТИ за шесть месяцев 2001 года на АЗС Москвы на некачественное топливо приходится 15,9% от общего объема реализации.
Если говорить о качестве нефтепродуктов, то прежде всего необходимо понимать, о каких стандартах идет речь. Дело в том, что российские и европейские стандарты качества топлива серьезно различаются, хотя отдельные российские компании уже начали сертифицировать некоторые свои нефтепродукты по стандарту ГОСТ-Р. Этот стандарт по ряду показателей тождествен европейскому. Однако большая часть топлива в России до сих производится по старым советским ГОСТам. Аналитик "НИКОЙЛа" Геннадий Красовский отмечает: "Отечественная нефтепереработка давно устарела. Для того чтобы достигнуть мирового уровня, в российские нефтеперерабатывающие заводы необходимо вложить порядка $40-60 млрд. В среднем по стране выход мазута при нефтепереработке составляет 38%. В США этот показатель составляет 6%, в Канаде - 7%, Западной Европе - 17%". Из-за того что отечественные заводы построены десятки лет назад, на них случаются сбои, приводящие к выходу топлива, не соответствующего даже советским ГОСТам.
Большие проблемы наблюдаются и в оптово-розничном секторе реализации нефтепродуктов. Многие нефтебазы и АЗС оснащены устаревшим оборудованием. Это также приводит к проблемам с качеством нефтепродуктов. Пока бензин хранится на нефтебазе, а затем транспортируется в цистерне, он собирает много грязи, которую необходимо отфильтровывать. В современных импортных бензоколонках стоит три фильтра для очистки топлива. В колонках отечественного производства фильтры не предусмотрены. Как сказал один владелец АЗС, "российские колонки могут качать даже грязь". Для того чтобы бороться с твердым осадком, необходимо не реже одного раза в год останавливать АЗС и чистить все емкости. Однако многие хозяева станций этого не делают. В результате осадок накапливается и попадает в баки автолюбителей вместе с бензином. Кроме того, владельцы АЗС могут покупать бензин не только на нефтеперерабатывающих заводах и у оптовых продавцов. Дело в том, что Министерство обороны разрешило реализовывать топливо из стратегических запасов. Поскольку оно продается после долгого хранения на складах, то качество его оставляет желать лучшего. Но стоит такой бензин очень дешево, и владельцы АЗС с удовольствием им торгуют. Иногда для увеличения нормы прибыли на заправках смешиваются разные сорта бензина.
Но самые большие проблемы возникают с топливом, произведенным из прямогонного бензина с октановым числом менее 65. Как и нормальный бензин, "прямогонку" производят на НПЗ. Поскольку этот продукт является ценным сырьем для нефтехимии, то не производить его совсем - нельзя. Представители компаний утверждают, что практически весь прямогонный бензин они продают нефтехимическим предприятиям, хотя статистика говорит об обратном.
В аналитической записке, подготовленной Федеральной службой налоговой полиции, отмечается, что в прошлом году в стране было произведено 5,4 млн т прямогонного бензина. На нефтехимические предприятия поступило 1,65 млн т. Еще 1,5 млн т ушло на экспорт. Таким образом, 2,25 млн т где-то растворились. Именно этот объем пошел на производство бодяжного бензина.
Вертикально интегрированные нефтяные компании утверждают, что добавлением присадок в прямогонный бензин занимаются владельцы АЗС. Розничные торговцы говорят, что непосредственно на бензоколонке сделать это просто невозможно. По словам владельца сети АЗС "Гранд" Евгения Аркуши, такое топливо производится на нефтебазе. Главная проблема заключается в необходимости равномерного перемешивания "прямогонки" с присадками. Работник базы добавляет присадки в емкости с топливом и перемешивает содержимое веслом. Перемешивание может происходить также во время транспортировки топлива в автомобильной или железнодорожной цистерне. Торговать прямогонным бензином выгодно как его производителям, так и владельцам АЗС. Дело в том, что на этот вид топлива нет акциза. В то время как за производство тонны бензина А-92 завод платит 1850 руб. в государственную казну. В оптовой цене топлива акциз составляет около 27%, эта сумма делится между оптовым и розничным продавцами прямогонного бензина.
Для того чтобы скрыть реализацию прямогонного бензина, при НПЗ создаются фирмы-посредники. В аналитической записке ФСНП сказано: "Фирма-посредник по подложным документам заключает контракт с НПЗ на поставки для нужд нефтехимии прямогонного бензина, не облагаемого акцизом и налогом с продаж, а далее путем добавления присадок, повышающих октановое число, изготавливает из него автомобильный бензин. Разница в стоимости прямогонного и полученного при смешении бензина составляет (с учетом стоимости присадок) около 100%".
В записке приводится и конкретный пример такой операции. Управление ФСНП России по Ставропольскому краю в ходе проверки компании "ЛУКОЙЛ-Ставрополь", занимающейся оптовой и розничной реализацией топлива, выяснило, что с Волгоградского НПЗ (принадлежит "ЛУКОЙЛу") было отгружено 100 т прямогонного бензина. Это топливо оказалось на нефтебазе, принадлежащей вышеуказанной компании. Сделка было оформлена по фиктивным документам от имени несуществующей фирмы "Эра". В дальнейшем из прямогонного был изготовлен бензин марки А-76, который был реализован без уплаты налога на продажу ГСМ, акцизов, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Только с одной этой сделки государство недополучило 930 000 руб. в виде налогов. Представители крупных нефтяных компаний не хотят говорить, кому они продают прямогонный бензин.
Комментарии