На днях вице-президент Российского топливного союза (РТС), глава Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин выступил с сенсационным заявлением, что с 1 января будущего года в России произойдет существенный рост цен на бензин. Так, по его словам, в Петербурге цены на самый популярный бензин АИ-92 вырастут сразу в 1,7 раза, до 17 рублей за литр. В Москве литр 92-го будет стоить 24-25 рублей, а в Волгограде - более 30 рублей.
Вместе с тем ряд аналитиков топливного рынка не разделяют скептицизм руководства РТС. По их мнению, рост цен на бензин будет в первую очередь определяться уровнем платежеспособного спроса, а не ростом издержек операторов. Тревога же главы нефтяного клуба скорее всего вызвана не столько грядущим подорожанием бензина, сколько ожидаемым в 2003 году переделом розничного топливного рынка. Не исключено, что вскоре на этом рынке останутся только крупные игроки, а класс малых и средних предпринимателей в этом виде бизнеса будет ликвидирован.
Они уйдут или их ушли
Изменения на топливном рынке, по мнению вице-президента РТС, произойдут после вступления в силу с 1 января федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ". Олег Ашихмин полагает, что новое налоговое законодательство фактически уничтожит всю сложившуюся в России систему поставок и реализации нефтепродуктов. Так, новый кодекс запрещает деятельность по оптово-розничной реализации топлива трейдерам, не имеющим собственных мощностей по хранению и отпуску топлива, а также эксплуатирующим таковые на условиях аренды или лизинга. В итоге около 90% компаний, занимающихся оптовыми поставками моторного топлива, уйдут с рынка, поскольку либо обанкротятся, либо будут ликвидированы после продажи своего бизнеса крупным игрокам. Действовать же в новых условиях смогут только большие структуры - собственники нефтехранилищ и АЗС.
Другим нововведением закона является перенос уплаты акциза на топливо с производителя на конечного продавца. Предполагаемая законом схема переноса уплаты акциза из области производства на сферу потребления построена на том, что каждый контрагент цепочки реализации нефтепродуктов платит всю сумму акциза с последующим его возвратом или зачетом при получении от покупателя соответствующих документов. Практически реализация такого финансового механизма потребует от участников рынка существенного увеличения оборотных средств, что укрепит монопольное положение крупных нефтяных компаний.
Есть подозрение
Хотя специалисты и считают, что крупные компании не имели отношения к этим изменениям законодательства, тем не менее они явно играют на руку вертикально интегрированным нефтяным компаниям, стремящимся взять под контроль розничную торговлю топливом. По мнению генерального директора Петербургской топливной компании (ПТК) Вячеслава Шалина, одного из крупнейших операторов топливного рынка Петербурга, имеющего в собственности нефтехранилища и сеть АЗС, с 1 января сломается устоявшийся механизм поставок топлива. При этом на выстраивание нового потребуется время. "Сейчас компания-посредник приобретает по договору с заводом-производителем определенный объем нефтепродуктов, который впоследствии реализует мелким потребителям. Крупный же поставщик будет работать далеко не с каждым потребителем", - считает Вячеслав Шалин.
"У меня есть большое подозрение, что нефтяные компании все-таки знали о готовящихся изменениях", - отметил Николай Станиславский, генеральный директор петербургского ЗАО "Баррель", в собственности которого находится 5 АЗС. Он считает, что о наличии у крупных структур предварительной информации о законопроекте свидетельствует рост их активности на рынке.
В 2001-2002 годы позиции крупных нефтяных компаний на топливном рынке Петербурга значительно усилились. К настоящему времени большую сеть АЗС в городе создала " Славнефть", ряд крупных приобретений совершил ЛУКОЙЛ, о намерении в скором времени начать работать в Петербурге заявили " Сибнефть" и ЮКОС.
По словам аналитика инвестиционной компании "Тройка-диалог" Валерия Нестерова, выход крупных нефтяных компаний на розничные рынки вполне закономерен: "В последние годы вертикально интегрированные нефтяные компании, создававшиеся в начале 90-х годов и прошедшие период становления и укрупнения, стали активно развивать собственные рознично-сбытовые сети. Это вполне закономерный процесс в рамках развития и оптимизации структуры компании". Согласно его данным, "Славнефть" в 1999 году эксплуатировала 188 АЗС, в 2000-м - 400 станций, а в 2001-м - 516 АЗС. Сеть ЛУКОЙЛа в 1999 году состояла из 1224 станций, в 2000-м - из 2555 (с учетом 1300 АЗС, приобретенных в США), в 2001-м - из 3544 АЗС.
Остались на перроне
Специалисты не сомневаются, что цены на бензин в следующем году вырастут. Однако их оценка существенно отличается от прогнозов РТС. Скорее всего, бензин в начале года подорожает примерно на 10%-20%, утверждает аналитик группы " Центр-инвест" Александр Блохин. При этом он не исключил, что на АЗС, принадлежащих мелким операторам, цены могут вырасти значительнее.
Сейчас РТС выступает за внесение поправок в еще не вступивший в силу федеральный закон. Так Нефтяной клуб Санкт-Петербурга уже обратился к губернатору города Владимиру Яковлеву, председателю Законодательного собрания Сергею Тарасову, полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Виктору Черкесову с инициативой о вынесении на обсуждение Государственной думы РФ на осенней сессии изменений в данный закон.
Однако изменение закона между его принятием и вступлением в силу - вещь экзотическая. "Поэтому,- говорит Вячеслав Шалин,- несмотря на то что РТС прилагает усилия, я думаю, что до 1 января изменения в закон не будут внесены". А это значит, что новый год может стать годом серьезных трансформаций топливного рынка, и особенно в Петербурге.
Комментарии