Франчайзинг не прижился на топливном рынке Петербурга. трейдеры могут выбрать НПЗ

Популярная на Западе схема работы по франчайзингу на топливном рынке Петербурга не прижилась. У местных операторов пока отсутствует стимул к "перекраске" своих АЗС в цвета вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Петербург остается одним из немногих регионов России, игроки топливного рынка которого сопротивляются наступлению ВИНК. Из 27 розничных нефтетрейдеров Петербурга по договору франчайзинга работают единицы. Фирмы "Баррель" (5 АЗС) и 15 АЗС бывшей компании "Линос" (в настоящее время все 15 АЗС являются отдельными юридическими лицами) сотрудничают со "Славнефтью". Учитывая, что 188 городских АЗС принадлежит независимым компаниям, доля франчайзи составляет только 16%.
В целом эти цифры характерны для всей России, где доля независимых нефтетрейдеров, работающих по франчайзингу с ВИНК, составляет 15-20%. На Западе же более половины реализуемого в мире топлива продается по этой схеме, и вывески Shell, Esso, BP и других известных компаний присутствуют даже на самых неприметных АЗС.
Принцип франчайзинга (договора коммерческой концессии) можно коротко описать как использование чужого хорошо известного имени в своих интересах. Мелкий владелец АЗС, заключив договор франчайзинга, избавляется от проблем с самостоятельной закупкой топлива, а получает его для продажи от нефтяной компании с гарантированной для себя прибылью. Также любая АЗС выигрывает за счет дополнительных покупателей, если начинает продавать топливо под известной маркой. Нефтяная компания, в свою очередь, резко увеличивает объем розничных и оптовых продаж топлива, которое поступает с собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Несмотря на очевидные преимущества франчайзинга, сознательно пошли на него единицы нефтетрейдеров. Большая часть "перекрасившихся" АЗС были вынуждены это сделать, чтобы избежать банкротства.

ВИНКи демпингуют

Перерабатывающие мощности российских ВИНК превосходят возможности их сбытовых сетей. Учитывая, что традиционно основная прибыль нефтяников формируется из экспортных поставок, развитие сбыта внутри страны до поры их не волновало. Ориентация ВИНК на внешний рынок ежегодно приводит к дефициту топлива внутри страны в начале лета. Только в 1997-1998 годах, когда наметился подъем в российской экономике и потребности внутреннего рынка в топливе возросли, ВИНКи начинают активно развивать собственные сбытовые сети. В первую очередь они заставили перекраситься в свои цвета все независимые компании, которые снабжались топливом с близлежащих НПЗ, принадлежащих той или иной нефтяной компании.
Механизм франчайзинга в таких областях един. ВИНК начинает активно демпинговать, то есть поставлять горючее на свои АЗС по низким ценам. Отпуск топлива с завода независимым операторам при этом полностью прекращается или производится по завышенным ценам. Оставшиеся без бензина частники вынуждены закупать топливо в других местах, несут дополнительные издержки, что делает их неконкурентоспособными. В результате они вынуждены либо продать свой бизнес, либо заключать договор франчайзинга с ВИНК.
Подобную схему успешно применила в Костроме компания "Славнефть", в Рязани и Тюмени - Тюменская нефтяная компания. В настоящее время две трети региональных рынков находится под доминирующим влиянием ВИНК.
Президент Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов уверен, что данную ситуацию нельзя назвать нерыночной. "Отсутствие конкуренции ведет к застою в техническом развитии и росту цен, - говорит он. - В прямой зависимости от нефтяных компаний оказываются местные власти. Доминирование нефтяников повышает риск в обеспечении поставок нефтепродуктов в отдельные периоды года". Как считают в РТС, наиболее оптимален тот вариант, когда малый и средний бизнес в конкретном регионе представлены на паритетных началах с ВИНК. При этом на данном рынке должно работать не менее трех нефтяных компаний. Только после наведения порядка у себя дома нефтяники обратили взоры на рынки, где нет доминирования ни одной из нефтяной компании.

Петербург: топливные операторы могут выбрать НПЗ

Наиболее конкурентными топливными рынками России остаются Петербург и Москва. В Северной столице и Ленобласти присутствуют представители шести ВИНКов ("Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ", "Славнефть", "ЮКОС", "Башнефть", "Татнефть"), которые активно конкурируют друг с другом и местными топливными операторами. Нефтепродукты в регион поставляются из Киришей, а также с НПЗ других регионов - Ярославля, Рязани, Уфы, Нижнего Новгорода, Ухты. При этом география оптовых поставок все время расширяется. Таким образом, именно возможность выбора при оптовых закупках нефтепродуктов обеспечивает аборигенам рынка независимость.
Теоретически ВИНКи имеют возможность демпинговать на региональном рынке с целью подчинения независимых операторов. Так, "Славнефть" в 2001 году пыталась закрепиться в Петербурге за счет реализации через свою франчайзинговую сеть топлива на 70-90 копеек дешевле, чем у конкурентов. Однако в настоящее время многие ВИНКи ("ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть") озабочены ростом своей капитализации, и дурная слава им ни к чему.

"Славнефть" и "ЛУКОЙЛ" - кто быстрее освоит Петербург

Настоящая активизация ВИНКов на петербургском рынке началась в прошлом году. Тогда компания "Славнефть" начала активно заключать договоры франчайзинга. В итоге под ее флагом оказалось 30 АЗС. "Славнефть" в 2001 году официально объявила о сделке по приобретению 35 АЗС "Фаэтона", но после смены руководства компании сделка была заморожена. В настоящее время третьим по счету (после "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти") потенциальным покупателем "Фаэтона" выступает "Сибнефть" Вслед за "Славнефтью" стал более расторопным "ЛУКОЙЛ". Компания присутствует на рынке с 1997 года, однако она так и не сумела добиться серьезных результатов, несмотря на грозные заявления руководства о контроле 30% рынка на условии франчайзинга (100 АЗС) уже к концу 1999 года.
"ЛУКОЙЛ" вел активные переговоры с крупнейшими городскими нефтетрейдерами - "Петербургской топливной компанией" (ПТК) и "Балт-Трейдом" (подразделением "Балтийской финансово-промышленной группы"). Руководство НК заявляло, что с "Балт-Трейдом" достигнута договоренность о создании единой управляющей компании, которая будет заниматься развитием общей сети АЗС. С ПТК удалось добиться создания рабочей группы. Однако до реального партнерства с этими компаниями у нефтяников так и не дошло.
В 2002 году "ЛУКОЙЛ" приобрел 9 АЗС компании "Базальт" и восемь АЗС компании "Восход". В отличие от "Славнефти", "ЛУКОЙЛ" предпочитает приобретать станции в собственность.
В середине 1998 года было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве нескольких топливных операторов Северо-Запада и "Роспром-ЮКСИ" - материнской компании НК "ЮКОС". Соглашение предполагает открытие 50 АЗС. Большая часть АЗС НК "ЮКОС" подразумевала работу по франчайзингу с "Балтийской финансово-промышленной группой" (БФПГ) и ПТК. Однако этим планам по ряду причин не суждено было сбыться. В 2002 году руководство "ЮКОСа" заявило, что не пожалеет денег, чтобы укрепиться на региональном рынке за счет скупки, строительства и франчайзинга АЗС.
Комментарии