Бензин становится делом сильных и властных

Погоду на розничном топливном рынке Петербурга и Ленобласти диктуют крупные игроки и федеральное Правительство. Малый и средний бизнес готовятся сойти со сцены. В настоящее время в регионе работает 496 АЗС (234 в Петербурге и 262 - Ленобласти). Часть из них - контейнерные, которые требуют перестройки. C 1996 по 2001 год в Петербурге построено 110 стационарных АЗС общего пользования, оснащенных современным технологическим оборудованием, плюс мойки, посты техобслуживания и ремонта, магазины по продаже автозапчастей и сопутствующих товаров, кафе. Стоимость ввода одной такой АЗС колеблется в диапазоне $0,8-1,5 млн. Считается, что насыщенность города станциями станет оптимальной тогда, когда их количество возрастет до 300-350 единиц (летом 2001 года Смольный утвердил схему размещения новых АЗС в городе из 171 участка). Политику на увеличение количества АЗС разделяют не все нефтетрейдеры, считая, что рынок сформирован и нет необходимости строить новые бензоколонки: "Сегодня многие АЗС нерентабельны и появление новых станций только усугубит ситуацию". Сладкий куш В советские времена в Ленинграде работало около 90 АЗС. Топливо в город поступало с Киришского нефтеперерабатывающего завода, который затем стал главным активом нефтяной компании (НК) "Сургутнефтегаз" по переработке нефти. Именно "Сургутнефтегаз" и его дочерние компании в 1993-1994 годах занимали доминирующее положение на рынке нефтепродуктов Петербурга и Ленобласти. Среди "дочек" НК - нефтебазы "Красный нефтяник" и "Ручьи", ОАО "Леннефтепродукт" (оптовые поставки), ОАО "Нефто Комби" (около 100 АЗС). Для борьбы с монополией "Сургутнефтегаза" в городе создается ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК), в собственность которой впоследствии перейдут две нефтебазы и АЗС "Нефто Комби". Крупный пакет акций компании (14,5%) до 2001 года принадлежал Смольному. На фоне дележа имущества "Сургутнефтегаза" на рынке активно появляются новые игроки. В 1997-1998 годах, по данным антимонопольных органов, в Петербурге достигнут пик -- 90 розничных операторов. Среди них крупные (ПТК, "Балтийская финансово-промышленная группа", "Фаэтон", Neste), а также небольшие ("Линос", "Баррель", "Восход", "Базальт", Petrol). Небольшие операторы в основном эксплуатируют от одной-пяти собственных или арендованных АЗС, приобретая топливо у оптовиков. Их доли на рынке колеблются от 0,4 до 1,5%. До последнего времени места на рынке хватало всем и компании развивали собственные сети АЗС, не особенно зарясь на собственность друг друга. Скандалы с участием нефтетрейдеров в основном касались ценовых сговоров и лоббирования их интересов со стороны власти. Рыбак рыбака видит издалека В целях улучшения ситуации на региональном рынке посредством привлечения на рынок нефтепродуктов нескольких нефтяных компаний администрация Петербурга заключила соглашения с "Сургутнефтегазом" (1996, 2000 годы), "ЛУКОЙЛом" (1997 год), "Татнефтью" (1998 год) и "Славнефтью" (2000 год). Общими для соглашений являлись обязательства Смольного обеспечивать некоторые преимущества деятельности нефтяных компаний: оказывать содействие в реализации инвестиционных программ, в том числе строительстве на территории города АЗС и станций технического обслуживания, развитии сети хранения и транспортировки нефтепродуктов путем выделения соответствующих земельных участков. Последний раз целевым назначением были выделены 15 пятен под новые АЗС компании "Славнефть", которые она из-за внутренних раздоров не спешит использовать. С нового года, после скандала между антимонопольными органами, администрацией и нефтетрейдерами, связанного с процедурой выделения пятен под застройку, места под АЗС будут распределяться через торги. Власти города пророчат, что при данной схеме застройки наиболее лакомые куски достанутся вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), обладающим значительно большими денежными ресурсами, чем местные игроки топливного рынка. Слабый уходит Спокойная жизнь местных компаний продолжалась до 1999-2000 годов, то есть до тех пор, пока взоры на Петербург обратили ВИНКи со своими практически неограниченными денежными ресурсами. Начиная с этого времени количество игроков на рынке постоянно падает, и сегодня насчитывает 27 компаний. Из 234 АЗС, работающих в городе, независимым операторам принадлежат 188, остальные контролируют ВИНКи. Удел независимых сетей АЗС таков: ждать поглощения со стороны крупных игроков рынка. К таким в первую очередь относятся ВИНКи, которые все активнее захватывают местный рынок. В конце текущего лета две крупные сделки провел "ЛУКОЙЛ". Сначала были куплены 9 заправочных станций компании "Базальт", затем восемь АЗС топливной компании "Восход". Таким образом, общее число АЗС "ЛУКОЙЛа" в Петербурге и Ленобласти после этой сделки достигло 26 станций. Скоро найдет нового владельца и розничная сеть холдинга "Фаэтон" (35 АЗС и четвертое место по объемам реализации в городе). Собственники "Фаэтона" долгое время выбирают тех, кому можно выгодно продать свой топливный бизнес. В роли потенциальных покупателей последовательно выступали "ЛУКОЙЛ" и "Славнефть", сделки с которыми не состоялись. Сегодня интерес к "Фаэтону" проявляет "Сибнефть". Отсутствие у многих городских нефтетрейдеров своего бизнеса, связанного с добычей, переработкой и хранением нефти, ставит их в сильную зависимость от ВИНКов. Тем или иным способом, но захват нефтяными компаниями городского рынка неминуем. На пике интереса ВИНКов к рознице традиционные топливные операторы могут выгодно продать бизнес. "Через 5 лет на розничном рынке Петербурга и области будут присутствовать крупные российские нефтяные компании, а также Neste и Shell, - прогнозирует первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин. - Из традиционных операторов останется только Петербургская топливная компания". ПТК владеет нефтебазами "Ручьи" и "Красный нефтяник", что позволяет ей закупать большие объемы нефтепродуктов и сохранять независимость. О строительстве собственных нефтебаз в регионе заявляют крупные нефтяные компании, но дальше слов дело не идет. Акциз зароют в дороги К 2003 году, когда исчезнет дорожный налог, взять деньги на строительство новых трасс будет негде, кроме как у самих автовладельцев в виде повышенного налога на транспортные средства, повышения акцизов на бензин и увеличения числа платных дорог. По расчетам экономистов, финансирование дорожного строительства упадет с 214 млрд до 78 млрд рублей в год и будет впредь осуществляться из федерального и регионального бюджетов на общих основаниях. Государство нашло способ компенсировать часть выпадающих доходов. С 1 января 2003 года вступают в силу изменения в налоговом законодательстве РФ. Среди них повышение акцизов на нефтепродукты на 45%. Какой русский не любит... Любой водитель желает залить в бак своего автомобиля качественное топливо. Однако, прежде чем горючее попадет потребителю, оно может существенно ухудшить свои характеристики. Заправляясь одной и той же маркой, но на АЗС различных фирм, нельзя быть уверенным в том, что горючее одинаково качественно. В общем объеме реализации некачественного топлива по всей России доля суррогата из прямогонного бензина составляет 60%. Более трети некачественного топлива стало таким из-за нарушений технологии хранения и транспортировки. В порче еще 5% топлива, которое тем не менее попадает на рынок, виновны сами нефтеперерабатывающие заводы. На станциях топливо, во-первых, может неоднократно перекачиваться из одной емкости в другую. При этом поглощаются пары влаги из атмосферы, идет смешение с остатками других марок топлива, механическими примесями и различными отложениями. Во-вторых, при хранении происходят различные физико-химические процессы как в самом топливе, так и при соприкосновении с разными конструкционными материалами. В-третьих, в резервуарах с горючим накапливается вода. Для сохранения качества горючего на АЗС регулярно должны проводиться мероприятия, включающие техническое обслуживание резервуарного оборудования и топливораздаточных колонок. На каждой АЗС должны быть средства контроля для отбора проб (они берутся из каждого резервуара, после чего сдаются в независимую лабораторию) и выявления отклонения показателей топлива от стандарта. Результаты анализа проб должны находиться на АЗС и при необходимости с ними можно ознакомиться.
Комментарии

Нет комментариев