ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Москва
2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Состояние и проблемы малого предпринимательства
2. Цели и задачи государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства
3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
3.1. Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования
малого предпринимательства со стороны государства
3.2. Совершенствование системы налогообложения малого
бизнеса
3.3. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого
предпринимательства
3.4. Совершенствование механизмов использования
государственного и муниципального имущества для развития
системы малого предпринимательства
3.5. Совершенствование информационной поддержки
3.6. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для
малого предпринимательства
3.7. Активная антимонопольная политика и пресечение
недобросовестной конкуренции по отношению к малым
предприятиям
3.8. Совершенствование деятельности органов государственной
поддержки малого предпринимательстваЗаключение
ВВЕДЕНИЕ
Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере малого предпринимательства.
Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.
Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность.
Неоправданно низкие темпы развития малого предпринимательства препятствуют достижению и главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих малых и средних предприятий: формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества, создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
Вместе с тем, анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывает, что в Российской Федерации созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К этим предпосылкам относятся:
традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян;
конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;
законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;
наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;
достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.
К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:
избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов;
негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;
недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как "консервация" личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах, - там, где эти явления укоренены в наибольшей степени, поскольку инерция, взаимное недоверие и непоследовательность государственной политики, как показывает историческая практика реформ и преобразований в российском обществе, включая её советский период, способны обречь на неудачу любые прогрессивные начинания.
Разработка и обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния явлений, препятствующих эффективному развитию малого и среднего предпринимательства, на базе существующих объективных предпосылок и вызовов времени, является главной целью настоящей Концепции, разработанной по поручению Президента Российской Федерации при участии представителей государственных органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также представителей организаций негосударственного сектора, участвующих в реализации мероприятий по поддержке малого предпринимательства.
В ходе разработки Концепции достижение главной цели обеспечивалось путем решения следующих задач:
идентификации основных проблем развития малого предпринимательства в Российской Федерации на основе анализа истории становления и современного состояния этого сектора экономики;
выявления причин и параметров несоответствия существующей системы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации задаче решения основных проблем развития данного сектора;
исследования возможности использования опыта промышленно развитых стран для решения основных проблем развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
формирования основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации и механизмов их реализации;
формирования программы мероприятий, необходимых для реализации государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
1. Состояние и проблемы малого предпринимательства
Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства, соответствуют подлинной цели экономических реформ - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.
Хотя "лицо" любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80% от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Доля малого предпринимательства в общественном производстве России и экономически развитых стран также существенно разнится: от 50-60 % валового внутреннего продукта в развитых странах мира до 10-11% - в России. Причем даже этот, более чем скромный показатель является ярким примером высокой эффективности малого предпринимательства - ведь предприятиями этого сектора используется немногим более 3% основных фондов промышленности.
Малые предприятия в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов. Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в 1995 году составляла: в США - 70%, Японии - 78%, Италии - 73%, Франции - 54%.
Несмотря на то, что в Российской Федерации численность персонала малых предприятиях неуклонно увеличивается и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями составляет около 12 миллионов человек, это менее чем 19% от общей численности занятых в российской экономике. (Необходимо отметить, что достоверной статистики по индивидуальным предпринимателям на сегодняшний день нет. Достаточно сказать, что Госкомстат России располагает данными примерно об одном миллионе предпринимателей, в то время как Министерство по налогам и сборам Российской Федерации - о 4,3 миллионах).
Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно - как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти - в Москве. Подавляющее большинство малых предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост.
В 2001 году 14,4% малых и средних предприятий относилось к строительному сектору. Почти такое же количество малых и средних предприятий (15,3%) относятся к сектору промышленного производства. Большинство предприятий занимались машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 1992-93 годах наблюдался имеющий большое значение рост малых и средних предприятий в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем, в 1994-95 годах, количество уменьшилось и в последние годы продолжало уменьшаться, в результате чего за последние 8 лет их численность сократилась в 2 раза. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции - чрезвычайно мала.
Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.
Также недостаточно эффективной является деятельность малых предприятий с точки зрения формирования бюджетов всех уровней, несмотря на то, что в 2000 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (14,7 миллиардов рублей) на 80% превысили поступления 1999 года.
После бурного роста числа субъектов малого предпринимательства в первой половине 90-х годов его развитие начиная с 1996 года практически на всей территории страны в последующем затормозилось. Не растет и число крестьянских (фермерских) хозяйств. Количество постоянно работающих на одном малом предприятии за последние пять лет уменьшилось в среднем с 10 до 7,5 человек. Каждое пятое малое предприятие в 2000 году в стране приостановило свою деятельность, каждое четвёртое находится в стадии ликвидации. В конкретных социально-экономических условиях страны количественный потенциал роста малого предпринимательства оказался исчерпанным.
Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:
несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;
отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
несовершенство системы налогообложения;
недобросовестная конкуренция;
несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;
неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.
2. Цели и задачи государственной политики
развития и поддержки малого предпринимательства
Настоящая концепция базируется на признании малого предпринимательства сферой экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Исходя из этого, целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:
повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности;
повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.
Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:
формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации;
финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;
формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.
3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
3.1. Оптимизация нормативно-правовых основ
регулирования малого предпринимательства со стороны государства
В целях дебюрократизации внешней среды функционирования малого бизнеса необходимо провести ревизию действующего законодательства для ликвидации избыточных функций органов власти по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью предприятий малого бизнеса и оптимизировать нормативные правовые основы администрирования малого предпринимательства со стороны государства.
В целях снижения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов необходимо:
создать единую нормативную правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров, а также по вопросам снижения налогового бремени;
осуществлять регулирование преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не подзаконных актах;
отменить подзаконные акты, которые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают положения действующих законов, в том числе в сферах: лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода;
ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие), препятствующих созданию и деятельности малых предприятий, а также - обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с превышением должностными лицами полномочий при проведении проверок;
установить упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих кредиторской задолженности;
законодательно закрепить безвозмездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;
установить ограничения на принятие органом государственного контроля (надзора) решения об остановке производственной деятельности малого предприятия при выявлении нарушений;
установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции;
ввести дифференцированные размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних; исключить практику установления контролирующими органами "вилок" для величин взимаемых штрафов, практическое применение которых не имеет жесткого регламента.
Для оптимизации работы по реализации перечисленных мер, необходимо создать механизм взаимодействия власти и предпринимательской общественности:
сформировать в Общественном совете предпринимателей при Правительстве Российской Федерации секцию малого предпринимательства, с возложением на указанную секцию функций проведения ревизии действующего законодательства и предварительной общественной экспертизы всех проектов правовых и нормативных документов по вопросам развития и регулирования малого предпринимательства;
ввести в состав Межведомственной комиссии при Правительстве Российской Федерации по устранению административных барьеров в отношении малого предпринимательства представителей объединений предпринимателей, отстаивающих интересы малого предпринимательства.
Аналогичные действия необходимо реализовать и на региональном уровне.
3.2. Совершенствование системы
налогообложения малого предпринимательства
Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) и развития малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов малого предпринимательства.
Это должно быть обеспечено путем разработки и введения в действие соответствующих глав специальной части Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих применение следующих видов систем налогообложения субъектов малого предпринимательства: упрощенной системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и системы налогообложения для определенных видов деятельности (единый налог на вмененный доход). При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не должен содержать норм, напрямую обязывающих субъекты малого предпринимательства переходить на указанные системы налогообложения.
Элементы упрощенной системы налогообложения должны быть установлены непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности должны стать валовая выручка или совокупный доход (по выбору самого плательщика), полученные за отчетный период.
Право определения порядка исчисления единого налога на вмененный доход должно сохраниться за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако на федеральном уровне (Налоговым кодексом Российской Федерации) должны быть установлены единые принципы расчета вмененного дохода по видам деятельности и его предельные значения, уточнена и сокращена сфера применения данной системы налогообложения.
С целью повышения социальной защищенности работников малых предприятий необходимо ввести для всех субъектов малого предпринимательства уплату единого социального налога, предусмотрев при этом возможность уменьшения величины единого налога на вмененный доход или уплачиваемого налога по упрощенной системе на сумму уплаченного единого социального налога. Также в качестве стимулирующей меры необходимо предусмотреть возможность уменьшения суммы исчисленного налога при условии превышения среднемесячного размера оплаты труда наемных работников малого предприятия прожиточного минимума, установленного для соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для заготовительных, снабженческо-сбытовых предприятий, предприятий оптовой торговли и иных, осуществляющих закупки товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства и других предприятий, не начисляющих и не уплачивающих налог на добавленную стоимость, необходимо предусмотреть возможность при дальнейшей реализации потребителями этой продукции или результатов ее переработки исчислять облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без налога на добавленную стоимость.
3.3. Развитие системы финансово-кредитной поддержки
малого предпринимательства
В целях расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, необходимо организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:
содействие созданию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства;
разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями; апробация такого механизма в пилотных субъектах Российской Федерации с последующим анализом эффективности и выработкой предложений по внедрению на всей территории Российской Федерации;
субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;
внедрение в сфере малого предпринимательства типовых схем финансовой аренды (лизинга);
содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;
развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;
развитие системы формирования кредитных историй предприятий (в том числе малого бизнеса) специализированными организациями (кредитными бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.
3.4. Совершенствование механизмов использования
государственного и муниципального имущества
для развития системы малого предпринимательства
Необходимо расширить возможность и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства за счет реализации следующих мер:
организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;
создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе - объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;
установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектам малого предпринимательства;
законодательно закрепить, а также обеспечить реализацию на региональном и муниципальном уровнях принципа "одного окна" для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);
вести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью;
установить порядок зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, в качестве уплаты арендной платы;
установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;
упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов;
рекомендовать региональным и муниципальным органам исполнительной власти разработать программы повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития субъектов малого предпринимательства.
3.5. Совершенствование информационной поддержки
В качестве основных направлений развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства необходимо:
обеспечить проведение на регулярной основе экономических переписей субъектов малого предпринимательства с периодичностью один раз в три-пять лет (включая малые предприятия и предпринимателей без образования юридического лица);
включить информационное обеспечение предпринимательства в программы поддержки предпринимательства, как одно из приоритетных направлений поддержки российского бизнеса;
обеспечить формирование положительного образа предпринимателя, информационную поддержку через средства массовой информации и пропаганду малого предпринимательства, как одного из важнейших факторов развития экономики и стабилизации российского общества;
создать специальные радио и телевизионные программы по тематике малого предпринимательства, организовать регулярный выпуск российского журнала и информационно-аналитических изданий о предпринимательской деятельности;
обеспечить информационную и консультационную поддержку предпринимателям через федеральные и региональные фонды поддержки предпринимательства по следующим направлениям:
- предоставление информации о действующих нормативных актах, затрагивающих сферу малого предпринимательства;
- разработка и распространение пакетов типовых документов (устав, бизнес-план и так далее), программного обеспечения в области бухгалтерского и налогового учета, информации о реестрах государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду или продаже;
- предоставление справочной информации (адреса, телефоны) об органах, осуществляющих регистрацию предприятий, налоговых органах, банках, осуществляющих кредитование малого предпринимательства (включая информацию об основных условиях кредитования), об учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (и условиях обучения);
- консультирование по вопросу выбора наиболее перспективных направлений развития бизнеса, возможных поставщиках ресурсов и рынках сбыта товаров (работ, услуг), о наличии необходимых трудовых ресурсов;
- правовое консультирование.
3.6. Укрепление и развитие системы
подготовки кадров для малого предпринимательства
В качестве важнейших направлений дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки кадров для малого предпринимательства необходимо:
выделение подготовки кадров в одно из приоритетных направлений программ поддержки малого предпринимательства всех уровней (федерального, регионального, муниципального);
разработка и обеспечение финансирования из государственного бюджета мер, направленных на создание системы дополнительного образования по переподготовке и повышению квалификации специалистов по основам предпринимательства для сферы малого бизнеса, в том числе преподавателей, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства;
разработка и утверждение образовательного и профессионального стандарта по специальности "Предприниматель-менеджер" и "Руководитель малого предприятия";
обеспечение взаимодействия государственных и негосударственных структур, координация российских и международных программ в сфере подготовки кадров для малого предпринимательства;
осуществление финансовой и организационной поддержки разработки учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности;
реализация мер по обеспечению доступности для широких слоев населения образования по основам предпринимательской деятельности.
3.7. Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям
Совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики, направленной на обеспечение равных условий конкуренции, отказ от дискриминации любых производителей должны стать одним из важнейших приоритетов экономической политики.
Главными направлениями государственной политики по обеспечению равных условий конкуренции должны быть:
ужесточение санкций за нарушение положений антимонопольного законодательства, в том числе за злоупотребление доминирующим положением на рынках и за действия органов власти, нарушающих конкуренцию;
невмешательство исполнительной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических агентов;
недопущение использования государственной помощи для создания неравных условий конкуренции;
усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства по обучению и проведению разъяснительной работы по применению антимонопольного законодательства;
Особого внимания заслуживает свобода выбора организационно-правовых форм деятельности субъектов малого предпринимательства в условиях несовершенства действующего законодательства.
Необходимо внести в статью 23 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации изменения, устанавливающие запрет на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица с привлечением наемного труда. Принятие этой меры не только призвано обеспечить преодоление сложившейся негативной тенденции, при которой предприниматели без образования юридического лица имеют по ряду аспектов преимущественное положение с точки зрения конкуренции с юридическими лицами, занимающимися производством одной и той же продукции и (или) оказывающими одинаковые с индивидуальными предпринимателями услуги, но и решить проблему повышения социальной защищенности работников в сфере индивидуального предпринимательства.
Необходимо оказывать содействие в интеграции малого и крупного бизнеса. Основными задачами в данном направлении должны стать:
совершенствование и оптимизация взаимоотношений между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства ;
использование потенциала малых предприятий в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий;
упрощение механизма и процедуры заключения договоров коммерческой концессии.
3.8 Совершенствование деятельности органов
государственной поддержки малого предпринимательства
Одним из главных направлений государственной политики в отношении малого предпринимательства должно стать уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого бизнеса. Государство должно устанавливать лишь общие правила деятельности малого предпринимательства через федеральное и региональное законодательство, регулирующее общеправовые, общеэкономические, имущественные, земельные и иные вопросы, касающиеся малого предпринимательства.
Деятельность органов государственной поддержки малого предпринимательства должна осуществляться исходя из принципа сокращения государственного вмешательства в эту сферу, что требует совершенствования и уточнения их функций. В настоящее время государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется органами государственной власти (Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, органы власти в субъектах Российской Федерации), государственными фондами поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Необходимо ориентировать органы государственной поддержки малого предпринимательства на более тесное взаимодействие с негосударственными фондами, агентствами, иными структурами поддержки малого бизнеса, а также с федеральными и региональными общественными организациями предпринимателей.
Гармонизация государственной и негосударственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предполагает как совместное участие в разработке и реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства, так и разделение финансовых, инвестиционных и иных рисков между кредитующими организациями, государством и самими предпринимателями.
МАП России, как федеральный орган исполнительной власти, обеспечивает реализацию государственной политики поддержки предпринимательства, разрабатывает нормативные правовые основы его деятельности, осуществляет контроль за реализацией программ развития малого предпринимательства, проводит анализ состояния малого предпринимательства и эффективности мер по его государственной поддержке, подготавливает прогнозы развития малого предпринимательства, осуществляет иные функции, связанные с поддержкой малого бизнеса.
Основным институтом, непосредственно участвующим от имени государства в оказании поддержки субъектам малого предпринимательства, должен стать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).
Комментарии