МАП одобрил представленный ВШЭ проект организации биржевой торговли топливом, в котором предлагается создать государственную биржу и впоследствии ее приватизировать

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) одобрило проект организации в России биржевой торговли топливом, представленный Высшей школой экономики (ВШЭ). Об этом АК&М сообщил один из разработчиков проекта - член комиссии по товарным биржам при МАПе, зампред правления Росинбанка Олег Рурин. Документ ("Разработка экономической и организационной модели биржевой торговли топливом на основе имеющегося западного опыта с учетом российских особенностей и ограничений"), текст которого имеется в распоряжении АК&М, был подготовлен ВШЭ по заказу МАПа. По словам О.Рурина, текст проекта одобрен главой МАП Ильей Южановым без каких-либо оговорок. Проект предусматривают несколько вариантов создания биржи - без значимого участия государства, на основе паритетного сотрудничества государства и частного капитала, а также создание государственной биржи с последующей приватизацией. Последний вариант разработчики считают наиболее актуальным в существующих условиях в связи с тем, что он позволяет быстро - в течение нескольких месяцев - сформировать топливную биржу. Частный капитал планируется привлекать лишь после завершения процесса формирования биржевой инфраструктуры и начала работы биржи. В долгосрочной перспективе предполагается полная постепенная передача контроля над биржей частному капиталу, хотя государство может оставить за собой какое-либо количество голосов в органах управления топливной биржей. Основными вариантами финансирования проекта создания топливной биржи, согласно документу, может быть как прямое выделение ресурсов из федерального бюджета, так и выпуск специальных государственных облигаций, погашение которых будет осуществляться за счет продажи долей в бирже частным участникам. Также предполагается и возможность выпуска гарантируемых государством облигаций непосредственно биржей, как отдельным юрлицом, находящимся в 100-процентном владении государства. Оптимальной организационно-правовой формой товарной биржи разработчики считают форму акционерного общества. По их мнению, на первых этапах развития биржи целесообразно предусмотреть форму ЗАО, для того, чтобы государство имело возможность в процессе приватизации биржи продавать ее акции целевым покупателям, заинтересованным в участии в биржевой торговле топливом. Впоследствии биржа может быть преобразована в ОАО для расширения возможностей привлечения капитала. Как отмечено в документе, на первоначальном этапе приоритетным биржевым товаром должны стать нефтепродукты как "наиболее перспективный товар, торговля которым может сразу же происходить в значительных объемах". В то же время, по мнению разработчиков проекта, не исключено и формирование биржевого рынка сырой нефти, так как у различных нефтяных групп может возникать временный дефицит или переизбыток сырой нефти. Кроме того, нефть может стать предметом биржевых торгов в том случае, когда в качестве покупателя выступает государство. Биржевая торговля газом возможна только после выполнения определенных условий - либерализации и дерегулирования этого рынка, а также создания нескольких конкурирующих между собой производителей (продавцов) газа. Поэтому перспектива начать биржевую торговлю газом в ближайшие два года "представляется весьма туманной", - говорится в документе. Проект ВШЭ является частью более широкой концепции, призванной определить стратегическую линию государства в вопросах развития рынка энергоносителей. По словам О.Рурина, разработка самой концепции, которая должна быть завершена ВШЭ до конца октября, уже начата.
Комментарии
Конфереция