Мировые цены на нефть могут в ближайшее время либо ускорить свой рост, либо резко упасть. Причем политические факторы являются в этом процессе решающими. Судьбу мировых цен на нефть ныне определяет "треугольник" Саудовская Аравия - Россия - США. Цены перспективных (фьючерсных) сделок на днях достигли рекордного уровня за последние пять лет - $30 за баррель. Причина проста - ситуация вокруг Ирака. Усугубляет ситуацию и энергетическая статистика США. Так, Американский институт нефти (АПИ) недавно опубликовал данные об изменении товарных запасов нефти и нефтепродуктов в США. За 7 дней товарные запасы нефти в Америке увеличились на 6,64 млн баррелей, а бензина - сократились на 1,29 млн баррелей, запасы продуктов перегонки нефти, включающих мазут и дизельное топливо, уменьшились на 282 тыс. баррелей. Упомянутый рост товарных запасов нефти на 6,64 млн баррелей в значительной степени компенсировал предыдущее сокращение запасов нефти, которое привело к подорожанию стоимости нефти на мировом рынке: ведь по данным AПИ, на неделе, закончившейся 9 августа, товарные запасы нефти в США сократились на 9,5 млн. баррелей до 305,1 млн. баррелей. Но никто не понял, куда делась эта нефть, ибо данные минэнергетики США показали, что стратегические нефтяные резервы этой страны пополнились на позапрошлой неделе лишь на несколько сотен тысяч баррелей. Иранские, иракские и ливийские эксперты давно уже обвиняют США в том, что американские фирмы намеренно провоцируют рывок. Официальный Вашингтон, как правило, не реагирует на подобные обвинения. В такой ситуации ведущие игроки ОПЕК апеллируют к России, обладающей примерно 20-процентной долей в мировой нефтеторговле. Но пока РФ не готова снижать цены на нефть. Но конкуренты не сдаются: саудовские и кувейсткие поставщики в последнее время сбавляют цены на свою нефть для Восточной и Центральной Европы, где традиционно 'правит бал' российское 'черное золото', самое дешевое на мировом рынке. Предпринимаются и другие меры. В частности, Турция ужесточила правила танкерного судоходства через Босфор-Дарданеллы, где проходит свыше трети экспортных поставок нефти из РФ. А согласно недавним заявлениям некоторых норвежских, датских чиновников и экологических организаций, схожие ограничения могу быть введены и на балтийско--атлантических проливах. Кстати, российский нефтетранзит здесь подверагется ограничениям с 1999 года. В сложившихся условиях Россия вынуждена срочно реанимировать проект почти полувековой давности - сооружения ветки от Балтийской трубопроводной системы, которую планировали построить еще в 40-50-х годах, до Мурманска (Кириши-Кандалакша-Мурманск), где намечено создать нефтеэкспортный терминал. Оно и понятно: ведь именно Мурманск напрямую выходит в Северную Атлантику. Но при этом варианте, по оценкам экспертов, экспортные цены на российскую нефть в 'мурманском секторе' будут нерентабельными по сравнению с другими маршрутами отечественного нефтеэкспорта. Чтобы обеспечить стабильную валютную эффективность экспорта 'черного золота' через Мурманск, среднемировые цены на нашу нефть должны быть, как минимум, в полтора раза выше нынешних расценок. Но такой сценарий маловероятен. Около 2/3 экспортных поставок нефти из РФ сдерживается 'партнерами' США по блоку НАТО. Сценарий очевиден, видимо, таков: вынудить Москву к демпингу. Но может получится эффект бумеранга, ведь любые эксцессы на нефтяных маршрутах способствуют быстрому, хотя и кратковременному, удорожанию 'черного золота'. Евросоюз и США коллективно требуют от России немедленно поднять внутрироссийские цены на энергоресурсы до уровня среднемировых. Поскольку, по экспертным оценкам, при таком повороте событий, две трети российской нефти останется без платежеспособного внутрироссийского спроса, Россия сможет сбить мировые цены самое меньшее до 25 долларов за баррель. По мнению первого замминистра экономического развития РФ Максима Медведкова, в таком требовании просматривается намерение импортеров энергосырья резко и быстро понизить мировые расценки на нефть и газ и, в первую очередь, на экспортируемые из России. А заодно - спровоцировать, как полагает М.Медведков, конфронтацию РФ с другими крупными энергоэкспотерами. Тем временем, большинство стран-членов ОПЕК согласно с необходимостью жесткого и многостороннего (с участием России, Норвегии, Мексики, Канады) регулирования мировых цен на нефть во избежание их внезапного обвала. Но все упомянутые государства, за исключением России, - уже члены ВТО. Поэтому отказываться от партнерства с ОПЕК (в том числе для расширения 'группы поддержки' вступлению РФ в ВТО) едва ли целесообразно. Тем более, если учесть, что 'опековцы' остаются основными поставщиками нефти в США, и именно на этой нефти сегодня работает свыше 70% нефтеперерабатывающих мощностей Соединенных Штатов. Долгосрочные геополитические факторы и высокое по сравнению с российской качество 'опековской' нефти едва ли добавляют конкурентоспособности нашему 'черному золоту' на североамериканском рынке.
Комментарии