Конфереция

"Сибнефть" пришла. В Москву, Петербург и Нижний Новгород

Нефтяная компания "Сибнефть" начинает стремительный бросок в европейскую часть страны, пишут "Ведомости". Ее цели - рынки Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода - стали достижимы лишь после недавнего укрепления позиций компании на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Купив еще в прошлом году 37% акций Московского НПЗ, "Сибнефть" долго не могла воспользоваться преимуществами крупного акционера, поскольку управляющая заводом Центральная топливная компания не заключала с сибиряками долгосрочного контракта на поставки сырья. Развивать без этого местную сбытовую сеть было бессмысленно. Однако августовский сбой в поставках нефти в Москву, из-за которого завод был вынужден перейти в режим минимальной загрузки, заставил московские власти пустить-таки "Сибнефть" на столичный рынок: она получила годовой контракт на переработку 350 000 т нефти в месяц. Впрочем, московский мэр Юрий Лужков, лично ведший переговоры с владельцем "Сибнефти" Романом Абрамовичем, заявил, что никакая нефтяная компания не получит контроля на столичном топливном рынке, поскольку это - угроза власти мэра. И "Сибнефть" намек поняла. На вчерашней пресс-конференции было объявлено, что на московском рынке компания планирует занять всего 10% , а вот на питерском - 20%. Как рассказал вице-президент нефтяной компании Валерий Ойф, приобретать АЗС в Москве и ближнем Подмосковье сибиряки начали еще в марте и сейчас у них 11 собственных АЗС и 15 джобберов. Еще 13 заправок оформляются в собственность, и на пяти приобретенных участках ведется строительство. По словам Ойфа, к концу этого года "Сибнефть" будет контролировать около 80 столичных АЗС, затратив на это $30 млн. А еще через год число АЗС "Сибнефти" вырастет до 200, что составит 10% розничного топливного рынка Москвы и области. Для сравнения: одна из крупнейших в регионе сетей - ТНК - насчитывает 126 станций. Исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко считает, что планы "Сибнефти" вполне осуществимы. По его словам, сейчас порядка 300 АЗС принадлежат мелким (по 1 - 5 станций) фирмам, которые могут быть скуплены. Однако, подчеркнул Сергиенко, "Сибнефть" в Москве не одна и ей придется столкнуться с серьезной конкуренцией. Зато в Северной столице компания собирается сразу купить крупную заправочную сеть, назвать которую Ойф отказался. Довольно быстро выяснилось, что речь идет о заправках компании "Фаэтон". Председатель правления этого холдинга Сергей Снопок сообщил "Ведомостям", что сделка по продаже "Сибнефти" 35 АЗС сейчас обсуждается. "В общих чертах мы договорились, - говорит Снопок. - Но есть риск, что другая нефтяная компания - "ЮКОС" предложит лучшую цену". Комментарий на этот счет в "ЮКОСе" вчера получить не удалось, однако в июне представители компании на встрече с руководством города заявили о готовности строить и покупать АЗС в Петербурге. "В принципе, мы готовы продать все 50 АЗС", - уточняет менеджер "Фаэтона". Наконец, амбиции "Сибнефти" простираются и в Нижний Новгород - вотчину "ЛУКОЙЛа", где компания надеется к концу следующего года иметь 40 станций. Однако конкуренты компании сохраняют хладнокровие. Начальник управления общественных связей "ЛУКОЙЛа" Александр Василенко говорит, что чем больше будет АЗС, тем лучше для потребителя. Поддерживает развитие конкуренции и вице-президент ТНК Дмитрий Иванов. "Мы давно работаем на московском рынке, и нам интересно будет посмотреть, как это получится у "Сибнефти", - говорит он.
Комментарии