Вертикально-интегрированные нефтяные компании активизируют свою деятельность на Северо-Западе

Вертикально-интегрированные нефтяные компании активизируют свою деятельность на Северо-Западе. Громкие заявления их представителей уже давно являются одним из основных "раздражителей" топливного рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области. ВИНКИ, среди которых, особый интерес к региону проявляют "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Славнефть" и, в последнее время "Сибнефть", не скрывают своих амбициозных планов.
Речь идет о строительстве десятков новых заправочных комплексов. Так "ЛУКОЙЛ" говорит о строительстве 50 новых заправок, #org#сибнефть планирует занять 20% петербургского рынка, а представители ЮКОСА на недавних переговорах с губернатором Санкт-Петербурга выразили готовность застроить все земляные пятна, выделенные городом под АЗС.
Все это происходит на фоне того, что аналитики топливного рынка Санкт-Петербурга в один голос утверждают, что количество ныне существующих АЗС близко к максимальному, и что столь масштабное строительство новых заправок для будет иметь катастрофические последствия для независимых операторов.
По сути уже сегодня рынок разделился на три части: тех, кто несмотря ни на что хочет оставаться "независимым" оператором, тех, кто готов или уже работает на условиях франчайзинга и тех, кто собирается продать "розничный бизнес" крупным нефтяным компаниям.
Естественно, взгляды у представителей этих компаний на проблему прихода ВИНКов на Северо-Запад - диаметрально противоположные. "Проблема экспансии со стороны крупных нефтяных компаний - не нова, - считает председатель Совета "Нефтяного Клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. - Подобные вещи не раз имели место в мировой практике. Есть и российский опыт. Как правило, негативный. После прихода на рынок крупные нефтяные компании вполне могут начать "игру на понижение", а когда независимые операторы разоряться, установить жесткий ценовой диктат". Не нужно быть провидцем, чтобы говорить о том, что при таком раскладе конкурентная борьба примет ожесточенный характер. И это, в свою очередь не может не привести к обострению ситуации на и без того непростом рынке. Яркой иллюстрацией может служить недавний пример с критической ситуацией с поставками бензина в столицу, связанной с фактической остановкой Московскоко НПЗ и роли в этих событиях "Сибнефти".
Впрочем, в коридорах власти не склонны драматизировать ситуацию. "Мы не допустим дестабилизации топливного рынка, - говорит руководитель ТУ МАП по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Олег Коломийченко. - Сегодня идет процесс плавного прихода ВИНКов на петербургский рынок. Фактически ни одна из них на сегодняшний день не смогла создать большую розничную сеть. Кроме того, такие компании, как правило, законопослушны, и говорить о том, что с их приходом в Петербурге начнутся какие-то проблемы - вряд ли правильно".
Тем временем, темпы с которыми крупные нефтяные компании ведут внедрение на петербургский рынок - впечатляют. Буквально на днях "Сибнефть" декларировала намерение занять 20% петербургского рынка, и вот уже появилась информация о предварительной договоренности о продаже сибирякам 35 АЗС ХК #org#фаэтон . В частности, председатель правления этого холдинга Сергей Снопок сообщил, что предварительная договоренность с "Сибнефтью" действительно достигнута, но остается вероятность продажи заправок "Фаэтона" другому гиганту - нефтяной компании "Юкос". Заметим, что это далеко не первые переговоры "Фаэтона" по поводу продажи розничного бизнеса. Совсем недавно на его покупку претендовала компания "Славнефть". Однако, по разным причинам, этим договоренностям было не суждено сбыться.
Комментарии