Конфереция

Год спокойного бензина

До конца года бензин на российском рынке резко дорожать не будет, прогнозируют Российский топливный союз (РТС) и Московская топливная ассоциация (МТА). Роста цен на топливо эксперты ожидают с начала будущего года, когда в силу вступят новые налоги. Аналитики МТА не исключают, что крупные нефтяные компании могли выступить лоббистами некоторых из этих нововведений, чтобы легче отвоевать место на рынке у более мелких игроков. После того как разрешилась ситуация с поставками нефти на Московский нефтеперегонный завод, дефицита топлива на рынке эксперты не прогнозируют. Если только на заводе не начнется новый передел сфер влияния. По словам исполнительного директора РТС и МТА Григория Сергиенков, бензин самой распространенной марки АИ-95 до конца года должен продаваться в столице по цене около 10 рублей за литр. "Мы предполагаем, что ситуация будет стабильна до конца года. На конец августа - сентябрь придется пик спроса. В этот период потребление увеличивается на 15-17%, но оно будет компенсировано запасами бензина в регионах", - говорит он. Г-н Сергиенков отмечает, что в это время цена может вырасти на 10-15 копеек, не более. Сейчас главная забота Российского топливного союза - развитие налогового законодательства. В РТС утверждают, что именно новые налоги, которые вступят в силу с 1 января следующего года, приведут к росту цен на бензин. С начала года акцизы вырастут на 45%, что "приведет к 10%-ному росту розничных цен на бензин. Мы не согласны с мнением МНС, что это [введение] не окажет влияния на стоимость. Теперь уплата акциза будет перенесена с оптового звена на розничное, что увеличит взаимные обязательства между оптовиками и розницей". Опасаются топливники и нового инструмента в виде "налогового свидетельства", которое должен будет получить каждый участник рынка. В РТС боятся, что "налоговые органы самовольно смогут отбирать свидетельства за мелкие нарушения". Более того, теперь работать на топливном рынке сможет лишь тот, кто имеет здесь собственность (например, нефтебазу или АЗС). "Таким образом, оптовое поле будет защищено от посредников, что уменьшит выбор операторов", - говорит Григорий Сергиенков. По его мнению, это не слишком выгодно, так как у покупателей остается меньше шансов подобрать более выгодного поставщика. Впрочем, такая система применялась, когда нефтяные компании еще не взяли в свои руки нефтепереработку. Теперь же представить себе ситуацию, когда у посредника цена на бензин может быть ниже, чем непосредственно у производителя, то есть нефтяной компании, довольно сложно. Скептицизм вызвала у РТС идея МНС ввести налоговые посты. "Этот вопрос повиснет в воздухе, так как повсеместно обеспечить постами 30 тысяч АЗС невозможно". Однако главное подозрение РТС заключается в том, что многие налоговые новшества (в первую очередь перенос уплаты акциза на розничное звено) могут быть на руку крупным нефтяным компаниям. На московском рынке сейчас существует 670 частных АЗС, а муниципалитет настаивает на том, что больше москвичам и не нужно. Так что желающим расширить свое присутствие на рынке придется скупать уже существующие АЗС, а не строить новые. При этом многие нефтяные компании (в частности "ЛУКОЙЛ" и "Сибнефть") уже заявляли о том, что хотят контролировать 20% московского рынка. "Эти [налоговые] условия могут создать предпосылки к тому, что мелкие производители вместо самостоятельного бизнеса будут вынуждены продать свои АЗС нефтяным компаниям", - говорит г-н Сергиенков.
Комментарии