Конфереция

"ЛУКОЙЛ" заправит Петербург

"ЛУКОЙЛ" начал экспансию на петербургский розничный рынок автомобильного топлива. Вчера топливный оператор "Восход" объявил о продаже "ЛУКОЙЛу" своих восьми станций. С учетом девяти АЗС, которые московская компания купила весной у другого местного оператора, это приобретение позволит "ЛУКОЙЛу" занять до 10% петербургского розничного рынка. По оценке аналитиков, за эту долю рынка "ЛУКОЙЛ" заплатил $15 - 20 млн. О сделке с "ЛУКОЙЛом" "Ведомостям" сообщил Олег Ашихмин, вице-президент Балтийского торгового дома - дочерней компании петербургского топливного оператора "Восход", которая занимается развитием розничной сети. По словам Ашихмина, в июле "ЛУКОЙЛ" приобрел у компании восемь АЗС, семь из которых находятся на территории Петербурга и одна - в Ленобласти. При этом, говорит собеседник, у Балтийского торгового дома осталось четыре АЗС в Петербурге и готовится документация на строительство еще четырех комплексов. "Вполне возможно, что и эти заправки мы продадим", - говорит Ашихмин. Сумму сделки он назвать отказался. Источник, близкий к компании "ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-Нефтепродукт", подтвердил факт сделки, но от дальнейших комментариев отказался. Он также сообщил, что в апреле "ЛУКОЙЛ" приобрел за $9 млн девять заправок у другого петербургского оператора - "Базальт". Получить комментарии у руководства "Базальта" вчера не удалось. "ЛУКОЙЛ" присматривался к петербургским АЗС с конца 1997 г. Однако, по данным Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, до недавних покупок местных сетей у компании было всего семь АЗС в Петербурге и Ленобласти, которые занимали всего 3% розничного рынка. Из вертикально-интегрированных нефтяных компаний кроме "ЛУКОЙЛа" в Петербурге сейчас работает только "Славнефть", у которой есть одна собственная и 20 франчайзинговых АЗС. Начав осваивать розничные продажи в Питере позже "ЛУКОЙЛа" - в 2000 г. , "Славнефть", по данным Нефтяного клуба, смогла занять около 14% рынка. По мнению аналитика "НИКойла" Геннадия Красовского, расширение сети "ЛУКОЙЛа" позволит компании сразу же занять около 10% местного розничного рынка нефтепродуктов, оборот которого оценивается в $1 млрд в год. Он оценил сумму обеих сделок в $15 - 20 млн. "Собственно, АЗС стоят дешевле - около $12 млн, однако компания переплатила за возможность мгновенного увеличения доли без потери времени на постройку собственных комплексов", - говорит Красовский. Он считает, что в дальнейшем все вертикально-интегрированные нефтяные компании выйдут на петербургский рынок, где сейчас доминируют местные независимые операторы. По оценке Красовского, компании, имеющие собственную добычу и переработку нефти, могут держать на своих заправках цены в среднем на 10% ниже, чем у независимых продавцов. Местных операторов тем не менее пока не пугает агрессивное вторжение "ЛУКОЙЛа" на рынок. По словам президента холдинга "Фаэтон" Владимира Хильченко, "ЛУКОЙЛ" пока только занимает нишу, которую освобождают ему местные операторы, продающие свои АЗС. Впрочем, он признает, что конкуренция станет ощутимой, когда вертикально-интегрированные компании начнут строить собственные АЗС, увеличивая общее количество станций. Хильченко утверждает, что и сам вел переговоры с "ЛУКОЙЛом" о продаже московской компании 39 АЗС "Фаэтона", но они пока ни к чему не привели. Ранее в качестве потенциального покупателя заправок "Фаэтона" выступала "Славнефть", но эта сделка сорвалась.
Комментарии