Конфереция

Цены на бензин стабилизируются осенью?

Глава Минэнерго Игорь Юсуфов доложил Владимиру Путину, что после весеннего "скачка" цен на бензин сейчас "удалось стабилизировать цены" и отметил, что наметилась тенденция к их снижению. Так ли это на самом деле? Действительно ли министр владеет объективной информацией, на основе которой может уверенно говорить о "тенденции снижения"? Стабилизация, действительно, наступила. Весной 2002 года впервые, после длительного (с конца 2001 года) снижения отпускных цен производителей на автомобильный бензин, было зарегистрировано их повышение. В апреле оно составило 3,0%. Общее по Рогссии удорожание автомобильного бензина было обусловлено существенным повышением цен на него в 10 регионах (от 3,7% в Краснодарском крае до 11,9% в Ярославской области). В мае повышение потребительских цен на бензин было отмечено уже в 76 регионах Российской Федерации (на 9,8%). Самым значительным оно было в Ульяновской области - на 52,8%. Потребительские цены на бензин в Санкт-Петербурге за этот месяц повысились - на 7,2%. В июне повышение было отмечено в 86 регионах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Санкт-Петербурге - на 22,6%. Данные Госкомстата за июль еще не предоставлены, но по первой декаде месяца очевидно, что цены остановились. Так, например, потребительские цены на бензин в среднем по России за период с 15 по 21 июля 2002 года повысились на 0,3 процента - с 8,91 руб/л до 8,94 руб/л. Цена на бензин марок А-76, АИ-80 и аналогичных им выросла на 0,1% /с 7,56 руб/л до 7,57 руб/л/, марок АИ-92, АИ-93 и аналогичных им -на 0,4% /с 9,63 руб/л до 9,67 руб/л/, марок АИ-95 и выше - на 0,6% /с 10,72 руб/л до 10,78 руб/л/. Как будет развиваться ситуация дальше, неизвестно. Можно предположить, что если цены и будут расти на заправках, то этот рост будет незначительным. И то, это скорее всего коснется не всех регионов, а только тех, где до сих пор рост был наименьшим. Ведь торгующие топливом в розницу в любом случае будут стремиться восстановить ту маржу, которую они имели до повышения оптовых цен. В большинстве регионов это практически уже произошло, но есть субъекты Федерации, где имеет место достаточно сильное административное давление на участников розничного рынка. Там цены растут медленно, но можно ожидать, что продавцы все-таки постараются компенсировать потери, которые они несут. Критический момент должен наступить в середине августа - традиционный месяц для роста потребления горючего, в основном, низкооктанового бензина и дизельного топлива, в связи с уборочной кампанией. Если операторы прореагируют хладнокровно - без повышения цен, то дальше можно будет "спать спокойно". Кроме того, в середине августа увеличиваются таможенные пошлины на дизтопливо и бензин, что снизит привлекательность их экспорта и будет способствовать насыщению продуктом внутреннего рынка. Этот фактор также работает против повышения цен. Однако есть и еще одна причина для роста цен. Добываемое нефтяными компаниями сырье перерабатывается на их же НПЗ. Поэтому, если даже мировые цены на нефть пойдут вниз, это совершенно не означает, что то же самое произойдет и в России. При определении отпускных цен нефтяные компании руководствуются изменениями реального курса рубля. Грубо говоря, их задача не дать снизиться собственным прибылям. Поэтому можно предположить, что осенью может произойти в лучшем случае некая ценовая стабилизация. А рассчитывать на снижение рублевых номинальных цен нельзя. Если в целом по стране будет наблюдаться дефляция, и затраты компаний на добычу, переработку и транспортировку в реальном выражении будут снижаться, то можно рассчитывать и на уменьшение розничных цен. Но поскольку такая ситуация аналитиками не предсказывается, то и рассчитывать на это не стоит. К концу года номинальная цена может снизиться, но не кардинально - ориентировочно на 1-3 процента. И, учитывая, что с начала года она возросла процентов на 30, то говорить о существенном снижении - по крайней мере опрометчиво.
Комментарии