Конфереция

Олег Ашихмин: взгляд на топливный рынок Санкт-Петербурга

Процессы, происходящие на топливном рынке Санкт-Петербурга, напрямую влияют на экономику всего Северо-Запада. Топливная отрасль была и остается своего рода индикатором стабильности региона. Именно поэтому государственная политика в этой сфере должна быть особенно взвешенной, а все нововведения должны носить продуманный и выверенный характер. Нефтяной Клуб Санкт-Петербурга - на сегодняшний день одна из самых авторитетных организаций, представляющая интересы топливников во властных структурах. Во многом именно благодаря ему, участники рынка получили возможность довести свое понимание актуальных проблем до сведения государственных мужей и таким образом повлиять на принимаемые решения. Корреспондент агентства Au92 беседует с Председателем Совета Нефтяного Клуба, Первым вице-президентом Российского Топливного Союза, кандидатом экономических наук Олегом Борисовичем Ашихминым. - Олег Борисович, какие цели ставили перед собой создатели Нефтяного Клуба Санкт-Петербурга? Какую роль играет Клуб сегодня? - Нефтяной Клуб - это своеобразный мостик между исполнительной, законодательной властью и представителями топливного рынка. Создавался он для решения многочисленных проблем, возникающих у работающих на нем компаний. Другими словами Нефтяной Клуб - общественная организация, главная цель которой - лоббирование интересов предпринимателей и организаций, работающих в отрасли во властных структурах. - Какие вопросы для вас сегодня наиболее актуальны? - Одна из самых серьезных проблем - налогообложение. Вопросы, связанные с налоговой реформой сейчас активно обсуждаются в российском правительстве. Уже сегодня понятно, что наш вид деятельности подпадает именно под вмененный налог, а не под упрощенный. В рамках Нефтяного Клуба мы создали рабочую группу, задача которой дать ответ на вопрос какой вариант налогообложения будет для отрасли оптимальным. Мы проанализируем ситуацию, выйдем на какие-то определенные цифры, и тогда будет понятно, что и как на самом деле мы можем платить. Что нам могут вменить. С другой стороны этим же параллельно с нами будут заниматься и в Законодательном Собрании. Затем мы сопоставим наши выводы и придем к какому-то общему знаменателю. Дело в том, что очень часто в регионах законодатели не советуются с предпринимателями и издают законы, чрезвычайно далекие от жизни. Только один пример - ситуация, сложившаяся в Воронеже. 1 апреля этого года, после введения такого закона закрылось 90 АЗС из 100. Российский Топливный Союз был вынужден подключиться и решать эту проблему. Мы вышли на полномочного представителя президента, на губернатора области. Но это происходило уже после того, как все случилось. А вот Москва пошла по более цивилизованному пути. Мэр Лужков инициировал введение закона, и этим одновременно стали заниматься налоговые органы с одной стороны и Московская Топливная Ассоциация с другой. Сели за общий стол. Обсудили проблему и приняли взвешенное решение, в результате которого и были приняты законодательные акты. Естественно, всего предусмотреть нельзя. Сейчас, проработав месяц, все видят недостатки, которые необходимо устранить. И это будет сделано. У нас в этом плане неплохие перспективы. Воспользовавшись этим опытом, мы должны разработать оптимальный проект закона. Еще один вопрос, который беспокоит членов Нефтяного Клуба - крупные нефтяные компании. На рынке Петербурга сложилась уникальная ситуация. У нас нет доминирующих нефтяных компаний. А на сегодняшний день у таких компаний существует огромное желание выйти на петербургский рынок. К чему это может привести? Существует два варианта. Первый - мы будем сотрудничать и при поддержке администрации работать на рынке совместно. Второй - крупные нефтяные компании "съедят" независимых операторов. Способы хорошо известны. Они могут либо резко демпинговать по цене, либо закрыть поставки. Крупных нефтяных компаний всего десять и они вполне могут договориться. - И что ждет петербургский рынок в случае развития негативного сценария этой ситуации? - Сначала это демпинг вниз, а когда независимые операторы разорятся - резкий рост цен. После этого - диктат. Яркий пример - Ярославль и Тюменская область. В данный момент "Сибнефть" демпингует очень серьезно. До 6 рублей 40 копеек за литр Аи-92. К этим вопросам должен подключаться, и подключается антимонопольный комитет. Но здесь есть проблемы, которые требуют решения на законодательном уровне. Сегодня та или иная компания может считаться монополистом только в том случае, если ей принадлежит 35% рынка. Причем по всей России. Мы ставим вопрос, чтобы это рассматривалось по регионам. Вот посмотрите, Тюменская Нефтяная Компания. Ей не принадлежит 35% российского рынка. Но есть регионы, где 100% контролирует ТНК. Такое положение дел вряд ли можно назвать нормальным. - В апреле в Петербурге прошел форум "Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты", в котором Нефтяной Клуб и Вы лично приняли активное участие. Каковы его итоги? - Форум получился очень интересным. Потому, что были широко представлены разные аспекты. Специалисты в области топливного комплекса, добытчики, переработчики, транспортировщики, те, кто осуществляет хранение готовой продукции, представители розничных сетей - все они нашли собственный интерес на этом форуме. Форум отличало четкое разделение по отраслям. Не было смешения, когда все валится в одну кучу. Все было предельно нужно и конкретно. Получился нормальный эффективный диалог. На форуме было очень много новых, перспективных разработок. Того, что можно взять и применить уже сегодня. Очень интересно показал свою работу КИНЕФ. Для участников форума была организована экскурсия на это предприятие. Особенно это было интересно тем, кто занимается продажей топлива и не видит непосредственно процесса производства, его масштабов. КИНЕФ продемонстрировал различные новые технологии, уже внедренные разработки. На предприятии существует очень интересная программа подготовки специалистов. КИНЕФ заботится и готовит своих специалистов, что называется "с нуля". Кроме того, на форуме широко обсуждался вопрос качества. - Известно, что вопрос качества топлива - один из самых важных. И для потребителя. И для производства и для АЗС. Что нового в этой сфере? - Это действительно очень важный вопрос. Мы в Российском Топливном Союзе проводили исследования на эту тему качества бензина. Вот только некоторые цифры. Если принять весь некачественный бензин, поступающий на рынок за 100%, то лишь 5% можно отнести на технологические сбои. 35% - это сбои в цепочке хранения и транспортировки. Например, если используются грязные емкости или после дизельного топлива, заливается 92 или 95 бензин, то это неизбежно приводит к ухудшению его качества. По инструкции положено в таких случаях сначала заливать 76-й, и только после этого 92-й или 95-й. И самая большая доля некачественного топлива - 65% появляется на рынке из-за использования прямогонного бензина. Проблема в том, что в ТУ, по которым изготавливаются такие бензины планку качества можно трактовать по-разному. Есть нижний и верхний предел. Это и допускает выпуск бензинов абсолютно разного качества. Еще один фактор - нарушение технологий и смешение. Сегодня прямогонный или технический бензин - не облагаются акцизом. Достаточно добавить в такой бензин, присадки, которые в изобилии присутствуют на рынке - и все. Можно продавать. И получать сверхприбыли. Получается, что нужно иметь только место и получить сертификаты. И такие бензины попадают на рынок. Естественно их "производители" заботятся о потребителе и его автомобиле в последнюю очередь. - Как с этим бороться? - Мы дважды обращались к премьер-министру и дважды к президенту с тем, чтобы на прямогонные бензины были введены акцизы. Эти предложения были рассмотрены в Минфине, Министерстве энергетики, но мы получили отказ, ввиду того, что предприятиям, работающим в нефтехимии, нужно будет проплачивать огромные суммы вперед. Дело в том, что прямогонный бензин в основном должен использоваться именно на предприятиях нефтехимии, но он не доходит до них, а уходит "налево" и после некоторых манипуляций появляется на розничном рынке. - В последнее время отмечается некоторое повышение цен на бензин. В этой ситуации потребителя волнует не столько само повышение, сколько то, чтобы это не привело к очередному "бензиновому кризису". - На сегодняшний день складывается следующая ситуация: нефтяные компании заранее информируют о том, что планируется повышение цен. Сегодня мы можем сказать, что эта разница в мае будет составлять тысячу рублей на тонну. Розница всегда отстает от опта недели на две. Прайс-листы заводов выходят первого числа каждого месяца. В первую очередь трейдеры реализуют тот бензин, который уже закуплен. Плюс будет подходить бензин, закупленный по новой цене, поэтому к середине месяца должно быть повышение розничных цен, но резких скачков не будет потому, что каждая компания имеет определенные запасы. Одни работают с колес, другие реализуют хранящиеся запасы. Средняя цена формируется с учетом объективной ситуации, складывающейся на рынке. Скажем, у крупных нефтяных компаний есть возможность дольше держать низкую цену. И это будет напрямую влиять на общую ценовую картину. Кстати, как показывает практика ценовая политика той или иной бензоколонки в большей мере зависит не от того, где и по какой цене был закуплен бензин, а от того в каком месте находится АЗС. Если это глухое место - цена ниже, если оживленная трасса - выше. Водителю удобно заехать на АЗС "по пути" и экономить двадцать копеек на литре в этом случае никто не будет. Есть и другие моменты. Например, компания Neste. Здесь всегда бензин дороже. Это плата за твердую гарантию качества. Кстати, известно, что Neste закупает бензин исключительно у российских производителей, но у самых надежных и они гарантируют его высокое качество. Neste заработала эту репутацию в 90-х годах и поддерживает сейчас. Компания производит контроль качества на всей цепочке - от производителя до покупателя. Поэтому в данном случае лидер по уровню цен - является и гарантом высокого качества. Выбор остается за потребителем. - Как Вы считаете, можно ли назвать единовременный рост цен сразу на 15% типично российской проблемой. Может ли такое происходить в странах с развитой экономикой? - Думаю, что это объективная ситуация и это нормально. Как только цена нефти на мировом рынке повышается, поставщику становится выгодно продавать ее на внешнем рынке. И, с этим ничего не поделаешь. Соответственно, цена растет и внутри страны. Если не выгодно везти на экспорт - на внутреннем рынке цены падают. Действуют рыночные механизмы и, на мой взгляд, никакой трагедии здесь нет. Подготовил Александр Головачев
Комментарии