Конфереция

Бензин, автоперевозки, далее везде

Этот "бензиновый всплеск" уже породил цепную реакцию роста цен на все потребительские товары и услуги. Само собой, ценники в магазинах изменятся не за одну неделю и даже не за один месяц. Основной скачок цен на потребительские товары ожидается в сентябре-октябре, когда закончится сезонный спад цен на сельскохозяйственную продукцию. Ситуация на рынке горюче-смазочных материалов в мае-июне напоминает классический пожар в Вороньей Слободке, описанный в "Золотом теленке". О том, что она вот-вот загорится, все говорили так давно, что она вспыхнула сразу в пяти местах. Обвинять нефтяных магнатов в сговоре, как это сделали в Ставропольском крае, - дело бесполезное. Скорее следовало бы адресовать этот упрек правительству, которое в марте объявило о повышении акцизов на бензин на 70% с 1 января будущего года. На сегодня назначено заседание комиссии управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Ставропольскому краю с участием представителей ЮКОСа и "ЛУКойла". ТУ МАП по Ставропольскому краю 11 июля возбудило дело в отношении местных "дочек" этих компаний по ст.6 федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 29 марта первый замминистра финансов С.Шаталов заявил, что рост цен на бензин в связи с повышением акциза составит всего 10%. После этого производители поспешили заранее возместить выпадающие доходы и стали постепенно повышать оптовые цены. Этому способствовала и ситуация на внешнем рынке. Закончился период международных договоренностей о сокращении поставок российских нефтепродуктов на мировой рынок. Таким образом, надежды правительства на то, что отечественный рынок затоварен и поэтому рост цен будет незначительным, не оправдались. Бензина и дизтоплива на рынке стало меньше, а спрос на них в связи с посевной и уборочной вырос. В ответ на повышение оптовых цен владельцы бензоколонок тоже решили не снижать рентабельность своего бизнеса. В итоге бензин АИ-92 поднялся в Москве до 9,80-10 руб. В Подмосковье, где арендная плата ниже, цены на основные марки моторного топлива держатся на 50-70 коп. ниже. За 100 км от МКАД бензин в среднем дешевле на 1 руб. Исходя из благих побуждений отнять у теневиков часть их доходов (торговля ГСМ традиционно считается одним из самых криминализированных видов бизнеса), власти просто переложили эти "отстежки" на население. Причем не только на автолюбителей, а абсолютно на всех потребителей. По словам президента Российской ассоциации развития малого и среднего бизнеса А.Иоффе, предприниматели не раз говорили о том, что налог на вмененный доход имело смысл вводить только на бензоколонках. Но депутаты в прошлом году вычеркнули из перечня видов бизнеса, на которые распространяется "вмененка", именно АЗС. С 1 января 2003 года изменяются ставки акциза и порядок его взимания. Правда, поправки в Налоговый кодекс, которые неделю назад утвердил Совет Федерации, повышают ставку акциза на нефтепродукты на 45%. Для высокооктановых бензинов новая ставка составит 3000 руб. с тонны, для низкооктановых - 2190 и для дизельного топлива - 890 руб. с тонны. По новому порядку акцизы будут взыматься не с НПЗ, коих в России около трех десятков, а с 30 тыс. бензоколонок. При этом акциз будет уплачиваться при каждой перепродаже топлива. Конечное звено, получив от налоговиков подтверждение об уплате, должно будет направить соответствующие документы по всей трейдерской цепочке. На основании этого посредникам возместят или зачтут уплаченные ими суммы акциза. Естественно, все продавцы должны будут получать в МНС соответствующие свидетельства о постановке на учет, которые выдадут только тем, у кого в собственности есть инфраструктура для хранения и реализации нефтепродуктов. Совершенно очевидно, что новации в законодательстве приведут не к большей прозрачности топливного рынка, а к еще большему сосредоточению его в руках нескольких олигополических структур. Они же в свою очередь имеют большой опыт "оптимизиции налогообложения". Свою лепту в рост бензиновых цен внесло и МПС, которое в начале июля увеличило тарифы на провоз нефтепродуктов на 15%. Трейдеры совершенно однозначно говорят о том, что бензин и дизельное топливо снова подорожают. Правда, уже есть и обнадеживающие новости. По данным информационного портала www.ptatts.ru, к 12 июня ценовой максимум рынка нефтепродуктов РФ пройден. Намечается тенденция к снижению цен на все наблюдаемые виды нефтепродуктов. Продолжается скольжение вниз цен на мазут, дизтопливо, низкооктановый бензин. Высокооктановые автомобильные бензины начали дешеветь. Но остановит ли это цепную реакцию роста цен? Скорее всего, нет. Специалисты говорят о так называемом "кумулятивном эффекте": если уж бензин однажды подорожал, то даже небольшая ценовая дельта будет переходить в стоимость всех видов продукции и услуг, которые так или иначе связаны с автоперевозками. Что же в итоге достанется бюджету и что гражданам? Налоговики, скорее всего, отчитаются о росте собираемости налогов: чем дороже продается какой-то товар, тем больше налогов с него начисляется. А вот в семейных бюджетах надо будет сделать поправки на новый виток инфляции. Насколько вырастут потребительские цены, сказать очень сложно, так как доля автоперевозок в структуре каждого товара разная. По самым грубым подсчетам, она составляет 10% от итоговой цены. Таким образом, повышение цен на ГСМ на 25% приводит как минимум к удорожанию конечной продукции на 2,5%. Ощутимее всего бензин "ударил" по пассажирам частных автопредприятий. В некоторых регионах цены на муниципальные автобусные перевозки и тарифы в микроавтобусах на 20-30% поднялись еще в начале лета. Тон задает Московская область, где общественный транспорт подорожал в среднем на 25%. В Перми губернатор уже подписал соответствующее распоряжение, и автоперевозки вот-вот вырастут на 30%. В начале июля цены на бакалейные товары на московских оптовых рынках поднялись на 6-8%. Больше всего подорожали сахар и подсолнечное масло. Продавцы объясняют скачок цен удорожанием оптовых закупок. На сыры, молочные продукты и колбасные изделия цены сохраняются на июньском уровне. По словам продавцов, они ждут осени, чтобы поднять цены и наверстать недополученную прибыль. На фрукты и плодоовощную продукцию цены, несмотря на разгар сезона, сохраняются на уровне начала июня. Каким же будет итоговый показатель уровня инфляции? На этот вопрос эксперты, опрошенные "Новыми Известиями", сказали уклончиво: "Как будут считать - такой и насчитают". Если в начале года Минфин и Минэкономразвития не ожидали существенного роста цен на моторное топливо, то с какой стати гражданам следует ожидать роста показателей инфляции на бумаге?
Комментарии