Согласно анализу корреляции динамики рынков нефти и нефтепродуктов, проведенному Московской топливной ассоциацией, в июне-ноябре 2000 г. и феврале-июне 2002 г. рост цен, начинавшийся на рынке сырой нефти, через 1-1,5 месяца отражается в оптовом звене рынка нефтепродуктов. Еще через 1-2 месяца рост цен начинался на автозаправочных станциях. При этом, рост цен в звене розничной реализации начинается при снижении доходности бизнеса до уровня, близкого к границе рентабельности. Розничные цены, напротив, являются менее подвижными в связи с тем, что непосредственно зависят не только от ценовой конъюнктуры на нефть и нефтепродукты, но и от иных факторов (состояние конкурентной среды в оптовом и розничном секторах, покупательная способность населения, реакция государственных и административных органов и пр.). Аналитики МТА считают, что цены на АЗС остаются наименее подвижными при снижении цен оптового рынка и при его стабилизации. Динамика розничных цен первой половина 2000, всего 2001 и начала 2002 годов обусловлена конкурентной борьбой между владельцами АЗС и практически не зависит от "провалов" оптового звена. Очень высокая корреляция между ценами на нефть и оптовой ценой на автомобильные бензины, по мнению МТА, иллюстрирует тезис о том, что на российском рынке более 90% нефтедобычи и нефтепереработки сосредоточены в руках вертикально-интегрированных нефтяных компаний, активно использующих механизм трансфертного ценообразования. По этой же причине становиться возможным снижение удельной доли стоимости нефти в оптовой цене бензина. То есть разрыв между ценой на нефть и оптовой ценой бензина постепенно увеличивается и ВИНКи имеют возможность переносить центр извлечения прибыли в контролируемый ими сектор нефтепереработки.
Комментарии